Найти

Порядок оформления и расследования ДТП

Согласно действующим правилам учета дорожно-транспортных происшествий, все ДТП делятся на две группы. Происшествия, в результате которых имеются погибшие или раненые, считаются «отчетными» - сведения о них попадают в государственную статистику, а оттуда – в ежемесячные, ежеквартальные и годовые сводки дорожно-транспортного травматизма. ДТП без пострадавших, независимо от величины материального ущерба, считаются «неотчетными» и в государственном масштабе не подсчитываются.

Если произошло отчетное ДТП, то на место происшествия должна выезжать оперативная группа в составе сотрудника ГИБДД, следователя УВД, экспертов-криминалистов, а если водитель скрылся, то и сотрудника уголовного розыска. По прибытии опергруппы оформляются следующие документы:

- протокол осмотра места ДТП;

- схема ДТП;

- протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

- справка о ДТП;

- объяснения участников происшествия и свидетелей;

- акт медицинского освидетельствования водителей, участвовавших в ДТП, на состояние опьянения.

При неотчетных происшествиях на место выезжает инспектор дорожно-патрульной службы (ДПС). Он составляет схему ДТП, получает письменные объяснения с участников происшествия (а при необходимости – и со свидетелей), составляет справку о дорожно-транспортном происшествии с перечнем всех повреждений на транспортных средствах, попавших в него и протокол об административном правонарушении. В зависимости от картины происшествия, автоинспектор выносит постановление по делу об административном правонарушении или постановление о возбуждении административного дела, которое будет рассматриваться в дальнейшем. Помимо перечисленных документов, к материалам дела могут приобщаться вещественные доказательства. Освидетельствование водителей на состояние опьянения в этом случае не является обязательным – оно проводится только при наличии у автоинспектора обоснованных подозрений на сей счет.

Правильность и подробность оформления документов о ДТП имеет большое значение, поскольку именно они будут рассматриваться на всех этапах расследования. Поэтому главная задача сотрудника ДПС на месте происшествия – собрать, правильно истолковать и зафиксировать без каких-либо искажений все необходимые сведения. Участники ДТП, в свою очередь, должны внимательно контролировать действия автоинспектора на месте происшествия, давать необходимые пояснения, требовать устранения ошибок и неточностей, а также внесения дополнений, имеющих отношение к делу.

Оформление неотчетного происшествия начинается с составления схемы ДТП – чертежа, на котором должны быть отмечены:

- участок дороги, где произошло ДТП;

- имеющиеся ориентиры, светофоры, дорожные знаки и разметка;

- место столкновения, положение транспортных средств после удара;

- все необходимые привязки к неподвижным объектам и расстояния до них.

На этом этапе участники ДТП вносят уточнения и дополнения, контролируют выполнение замеров (их можно делать только рулеткой, линейкой или другими измерительными приспособлениями). Как только схема составлена, автоинспектор передает ее участникам происшествия для проверки и подписи. Подписывать схему следует только после того, как все противоречия устранены. Если сотрудник ГИБДД отказывается внести обоснованные исправления и дополнения, то он нарушает служебную дисциплину, и его действия можно обжаловать.

После того как схема ДТП подписана участниками происшествия и двумя понятыми, автоинспектор дает разрешение освободить проезжую часть. Следующий этап – написание объяснения, текст которого лучше продумать заранее. Если вы не сумеете внятно изложить на бумаге свою версию случившегося или письменно продемонстрируете незнание основных пунктов ПДД, то автоинспектор, возможно, задумается о степени вашей вины в данном происшествии.

Пока водители и очевидцы пишут объяснения, инспектор ДПС оформляет перечисленные выше документы, копии которых будут выданы участникам ДТП. Получив справку о дорожно-транспортном происшествии, вы должны убедиться, что в ней зафиксированы все, даже самые незначительные повреждения, которые можно было обнаружить невооруженным глазом. Если что-либо будет забыто, то у вас возникнут проблемы при подсчете ущерба, который вам должна возместить страховая компания.

Завершается процедура оформления неотчетного ДТП вынесением постановления по делу об административном правонарушении, то есть принятием решения, кого из участников происшествия признать виновным, а кого потерпевшим, и назначением виновнику наказания по соответствующей статье КоАП. Иногда оба водителя признаются виновниками (в народе такое ДТП называют «обоюдным»), а вот двух потерпевших при отсутствии виновника быть не может. Разумеется, решение принимается автоинспектором не произвольно, а на основании конкретных пунктов ПДД после всестороннего изучения обстоятельств происшествия.

Протокол об административном правонарушении и постановление по делу всегда оформляются на того водителя, который, по мнению автоинспектора, является виновным в данном ДТП. Таким образом, если в выданных вам копиях протокола и постановления вы видите свою фамилию, значит, в совершении ДТП обвиняют именно вас. Если вы не согласны с обвинением - можно обжаловать действия автоинспектора его вышестоящему руководству.

В большинстве случаев за нарушение Правил, повлекшее неотчетное ДТП, назначается штраф, который нужно оплатить через банк. Все назначенные штрафы заносятся в базу данных, чтобы отслеживать неплательщиков. При последующих обращениях в ГИБДД водителя проверяют по этой базе данных, и если ранее наложенные штрафы не оплачены, то автоинспекция потребует уплаты и применит к неплательщику дополнительные штрафные санкции.

Уплата штрафа за нарушение ПДД не освобождает виновника ДТП от обязанности возместить вред, причиненный его транспортным средством жизни, здоровью или имуществу потерпевшего. О том, как осуществляется эта процедура, вы можете прочитать в этой статье.

В тех случаях, когда соответствующая статья КоАП предусматривает лишение прав, конфискацию орудия совершения правонарушения или административный арест, принять такое решение может только судья. Поэтому оформленные материалы дела об административном правонарушении направляются из ГИБДД в суд, куда водитель будет вызван повесткой.

Бывает, что на месте происшествия из-за сложности ситуации или по каким-то иным причинам автоинспектор не может однозначно определить виновника и составить на него протокол. В таком случае вынесение решения откладывается, а материалы дела направляются в ГИБДД. Участникам происшествия сообщается, куда и когда они должны явиться для восстановления полной картины ДТП и ознакомления с вынесенным решением.

Максимально допустимые сроки рассмотрения дела составляют для группы разбора ГИБДД 15 дней с момента поступления материалов, а для суда – три месяца. Если материалы дела пересылаются по месту жительства обвиняемого, то срок для принятия решения продлевается на то время, которое потребовалось для пересылки. На обжалование принятого решения в вышестоящем органе или в суде дается 10 дней.

Напомним, что описанная процедура распространяется на ДТП без пострадавших, поскольку в этом случае нарушитель совершает административное правонарушение. Если же в результате происшествия погибли или ранены люди, то в действиях водителя может быть обнаружен состав преступления , предусмотренного уже не административным, а Уголовным кодексом. В таких случаях протокол об административном правонарушении не составляется, а оформленные материалы поступают в орган дознания ГИБДД, который должен решить: сразу вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо направить материал в следственные органы или в прокуратуру для дальнейшего решения вопроса. Если делу дан дальнейший ход, то уже следователь, рассмотрев поступившие материалы, определяет наличие признаков преступления и если они есть, возбуждает уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса.

Но даже если уголовное дело заведено, еще не факт, что оно дойдет до суда и вынесения приговора. К примеру, сами потерпевшие могут ходатайствовать о прекращении уголовного дела в отношении лица, совершившего ДТП (это бывает, как правило, в том случае, когда виновник добровольно возместил причиненный ущерб). Правда, принимать решение об удовлетворении такого ходатайства все равно будет следователь, а при необходимости – и судья.

За одно и то же деяние не может быть предусмотрена одновременно и уголовная, и административная ответственность. Поэтому протокол об административном правонарушении – далеко не самая большая неприятность. Даже если он выписан на ваше имя, это, по крайней мере, означает, что вы не будете подвергаться уголовному преследованию. Граница между уголовной и административной ответственностью определяется степенью тяжести телесных повреждений, которые были причинены потерпевшему . Если в результате ДТП он получил легкие или средней тяжести телесные повреждения, то наступает административная ответственность. Наличие тяжких телесных повреждений или факт гибели потерпевшего влечет уголовную ответственность.

Степень тяжести телесных повреждений определяет судебно-медицинская экспертиза, заключение которой подшивается к материалам дела. В зависимости от того, что будет написано в этом заключении, уголовное расследование либо продолжится, либо будет прекращено, и тогда дело будет рассматривается как административное по статье 12.24 КоАП РФ.

Добавим, что любая ответственность наступает только если вина водителя доказана органом ГИБДД или судом, если речь идет об административном правонарушении, и только судом, если водитель подозревается в совершении уголовного преступления. И постановление по делу об административном правонарушении, и приговор суда по уголовному делу вступают в силу по истечении установленного срока их обжалования (10 суток), либо после того как поданная жалоба была оставлена вышестоящим органом без удовлетворения.

10.11.2014 20:50
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;