Найти

Возмещение вреда при ДТП

Законодательство о возмещении вреда

Помимо административной и уголовной ответственности, о которой мы рассказали в статье «Порядок оформления и расследования ДТП», существует еще и гражданская, (материальная) ответственность, то есть ответственность владельца транспортного средства за вред (ущерб), причиненный потерпевшему этим транспортным средством. В качестве владельца при этом рассматривается лицо, сидевшее за рулем в момент совершения ДТП.

Возмещению подлежат три вида вреда:

- вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего (сюда входят расходы на лечение, реабилитацию, протезирование, либо расходы на погребение погибшего и компенсация его родным);

- вред, причиненный имуществу потерпевшего (раньше его называли материальным ущербом);

- моральный вред за физические и нравственные страдания (он возмещается только при наличии вреда, причиненного жизни или здоровью).

Заметим, что согласно Гражданскому кодексу, возмещать вред, причиненный кому-либо вашим транспортным средством, приходится порой даже в тех случаях, когда вы сами в ДТП не виноваты. Кроме того, при невозможности возложить обязанность возмещения вреда на виновника ДТП, суд может обязать другое лицо возместить причиненный вред. Таким лицом, к примеру, может быть работодатель или родственники виновника.

До 2004 года владельцы транспортных средств возмещали причиненный вред из собственного кармана – по обоюдной договоренности с потерпевшими или по решению суда. С момента введения обязательного страхования автогражданской ответственности (сокращенно – ОСАГО) жизнь водителя существенно упростилась. Суть ОСАГО заключается в том, что с момента приобретения страхового полиса (а без этого теперь вообще нельзя садиться за руль), забота о возмещении вреда в тех случаях, когда ДТП совершено по вашей вине, ложится на плечи страховой компании. При этом надо сразу уяснить, что по страховому полису ОСАГО сам виновник ДТП не получает ни копейки - свою машину он ремонтирует за собственный счет. Однако вред, который причинен по вашей вине, возмещает потерпевшему страховая компания.

Обычно страховой договор заключается сроком на 1 год. По истечении этого срока (а он указывается в правом верхнем углу полиса ОСАГО) владелец транспортного средства должен продлить договор и переоформить полис на следующий годичный период, заплатив страховой компании соответствующую сумму. С какой бы компанией вы ни сотрудничали, стоимость полиса ОСАГО будет почти одинаковой - предельные минимальные и максимальные тарифы на услуги ОСАГО устанавливаются Банком России. При этом величина страхового взноса зависит от вида транспортного средства, от региона, где эксплуатируется автомобиль, от мощности двигателя, наличия прицепа и от количества допущенных к управлению лиц. Кроме того, молодые (до 22 лет) и неопытные (стаж до 3 лет) водители платят дороже. Каждый страховой случай увеличивает стоимость полиса на предстоящие 2-3 года (за одно ДТП по вине водителя, совершенное в течение предыдущего года – на 55%, за два – в 2,45 раза). При многолетней безаварийной езде предоставляется скидка (5% за каждый год).

Необходимо знать о том, что согласно законодательству, на некоторые ситуации действие страхового полиса не распространяется, даже несмотря на то, что срок страхового договора не истек. Это случаи умышленного совершения ДТП, оставления места происшествия, управления транспортным средством в состоянии опьянения или лицом, вообще не имеющим водительских прав, а также лицами, не вписанными в страховой полис, или управлявшими транспортным средством в период года, полисом не предусмотренный. Есть и некоторые другие нюансы, которые четко прописаны в Законе об ОСАГО и Правилах обязательного страхования. Так, сумма страхового возмещения не может превышать 160 тыс. рублей (а с 01.04.2015 - 500 тыс. рублей) за вред, причиненный здоровью каждого потерпевшего, и 400 тыс. рублей - за вред, причиненный имуществу каждого потерпевшего. Если реальный ущерб ниже указанных величин, то потерпевшему выплачивается меньшая сумма, рассчитанная по соответствующей методике. Если причиненный вред превышает указанные величины, то оставшуюся его часть, не покрытую страховкой, виновнику ДТП придется возмещать из собственного кармана.

Оформление документов после ДТП и порядок возмещения вреда

Вернемся к месту совершения ДТП. Для того чтобы претендовать на выплату от страховой компании, необходимо заполнить бланк «Извещения о ДТП», который всегда прилагается к страховому полису. Эта процедура выполняется участниками происшествия самостоятельно, без помощи автоинспектора или иных лиц. Если в ДТП оказалось более двух участников, то виновник происшествия заполняет Извещение с каждым потерпевшим попарно, либо потерпевшие заполняют Извещение в одностороннем порядке, указывая причину, по которой совместное оформление оказалось невозможным.

Возмещение вреда при ДТП, фото 1

Бланк Извещения о ДТП имеет единую форму, независимо от того, в какой компании вы застрахованы. Чей бланк взять, и кто будет «участник А», а кто – «участник Б», значения не имеет. Всё написанное на бланке копируется на подклеенный второй лист (убедитесь сразу, что копия разборчива, чтобы потом не переписывать). Заполняя среднюю часть Извещения, будьте особенно внимательны – не забудьте о графах «Указать количество отмеченных клеток» и «Схема ДТП».

Когда лицевая сторона Извещения заполнена и подписана обоими участниками происшествия, два листа расклеиваются и делятся между ними (при этом неважно, кому достанется первый экземпляр, а кому копия, однако первый экземпляр все-таки лучше оставить потерпевшему). После этого можно уезжать по своим делам. Но и здесь рано ставить точку. В домашних условиях нужно будет самостоятельно заполнить оборотную сторону Извещения. После этого потерпевший должен известить о происшествии страховую компанию, в которую он намерен обратиться за компенсацией, а виновник ДТП – свою собственную страховую компанию, которой предстоит расплачиваться за его «подвиги». Далее потерпевший представляет в страховую компанию заполненное Извещение о ДТП, заявление с требованием о возмещении причиненного вреда (оно пишется на бланке в офисе страховой компании) и другие документы, предусмотренные правилами ОСАГО. Там же, в страховой компании в обмен на использованный бланк выдается чистое Извещение для оформления следующего ДТП.

Возмещение вреда при ДТП, фото 2

Потерпевший должен обращаться за прямым возмещением причиненного вреда в свою собственную страховую компанию при одновременном выполнении следующих условий:

- в результате ДТП вред причинен только имуществу, то есть нет пострадавших;

- в ДТП участвовало только два транспортных средства, причем у обоих участников происшествия имеются действующие (не просроченные) полисы ОСАГО.

Если перечисленные условия не выполняются, то обращаться нужно в страховую компанию виновника ДТП - ее координаты будут указаны в Извещении о ДТП или в документах, оформленных автоинспектором.

Практика показывает, что сумма страховой выплаты зачастую не покрывает всех расходов на ремонт поврежденного автомобиля. Отчасти это обусловлено тем, что при ремонте, как правило, используются новые запасные части, а расчет ущерба выполняется с учетом степени их износа (то есть с учетом возраста автомобиля). Если же потерпевший обнаружит ошибки при начислении страховой выплаты, он может повторно обратиться в страховую компанию или в суд, и если он докажет обоснованность своих претензий, то страховая компания должна будет доплатить разницу.

Недобростовестные страховые компании, работающие в сфере ОСАГО, порой умышленно занижают объемы восстановительных работ при оформлении акта осмотра поврежденного транспортного средства и их стоимость при составлении калькуляции. Делается это в расчете на то, что не каждый клиент станет обивать пороги и требовать доплаты. Кроме того, если на каком-то этапе потерпевший нарушает условия страхового договора, либо делает ошибки в оформлении и предоставлении необходимых документов, то страховая компания с чувством глубокого удовлетворения может отказать в возмещении вреда. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, будьте внимательны при оформлении ДТП и осмотре транспортного средства экспертом-оценщиком, тщательно перепроверяйте составленную калькуляцию, собирайте чеки и квитанции, подтверждающие ваши дополнительные расходы (такие как услуги эвакуатора и платная парковка) и требуйте включения этих убытков в сумму, подлежащую возмещению.

Новые правила обязательного страхования, принятые в 2014 году, предоставляют потерпевшему добровольный выбор - получить страховое возмещение в виде денежной суммы либо воспользоваться правом на ремонт поврежденного транспортного средства на одной из местных сервисных станций. Во втором случае страховая компания организует и оплачивает ремонт (точнее, бОльшую часть его стоимости), а автовладелец в итоге получает не деньги, а качественно отремонтированный автомобиль.

Наряду с обязательным страхованием ОСАГО, существуют добровольные виды дополнительного страхования автомобиля, которые осуществляются по отдельным страховым договорам и, естественно, за отдельную (и немалую) плату. В отличие от ОСАГО, в добровольном страховании нет единых тарифов – их устанавливают сами страховые компании в зависимости от степени риска, которому подвергается ваш автомобиль. Наиболее распространено добровольное страхование по рискам «угон» и «ущерб» - такая комбинация называется «Автокаско». Не ищите расшифровку слова «каско» - это не сокращение, а термин, означающий в итальянском языке «борт судна, автомобиля, самолета». В случае если вы приобрели полис «Автокаско», вы имеете право на страховое возмещение при любом повреждении вашего автомобиля - в том числе, при ДТП, произошедшем по вашей вине. Однако ежегодная стоимость такого полиса может доходить до 10-20% стоимости самого автомобиля.

12.11.2014 01:00
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;