Найти

Что делать при ДТП

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ НА МЕСТЕ ДТП

Как известно, от участия в дорожно-транспортном происшествии не застрахован ни один человек, садящийся за руль, как бы аккуратно и осторожно он ни ездил. Любое ДТП, а особенно первое в жизни - большой стресс, а то и шок для водителя. При этом многие теряются настолько, что забывают самые очевидные вещи и совершают ошибки, которые не позволяют впоследствии точно восстановить ход событий и принять верное решение о том, кто прав, а кто виноват. В подобной ситуации всегда выигрывает тот, кто заранее вооружен необходимыми знаниями и психологически лучше подготовлен.

В пункте 2.5 Правил дорожного движения четко расписаны действия водителя, ставшего участником ДТП. При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими водитель, причастный к нему, обязан:

1) немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;

2) включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

3) не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; при необходимости зафиксировать их положение до прибытия сотрудников ГИБДД;

4) вызвать «Скорую медицинскую помощь»;

5) принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим;

6) записать фамилии и адреса очевидцев;

7) сообщить о случившемся в полицию и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Запомните в первую очередь: как бы вы ни были потрясены и напуганы, уехать с места ДТП – это наихудшее из всех возможных решений. Во-первых, это не по-человечески. Но если совесть у некоторых водителей спит крепким сном, то есть и другие аргументы «против». Даже если очевидцы запомнили только часть букв и цифр номерного знака, по этим данным, марке и цвету автомобиля можно установить и само транспортное средство, и его владельца, и страховую компанию, в которой оно зарегистрировано. По закону водителю, скрывшемуся с места совершения ДТП, грозят следующие неприятности:

- уголовная ответственность по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности», если пострадавшим в ДТП не была оказана необходимая помощь. Эта статья предусматривает различные меры наказания, в том числе лишение свободы на срок до 1 года;

- если действия водителя не подпадают под Уголовный кодекс - административная ответственность по ст. 12.27, часть 2 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья гласит: «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 12 до 18 месяцев или административный арест на срок до 15 суток».

Кроме того, на данное ДТП не будет распространяться действие страхового полиса ОСАГО. То есть, водитель, заранее застраховавший свою материальную ответственность перед другими участниками ДТП, не сможет воспользоваться страховкой, и всю сумму ущерба будет выплачивать из своего кармана. Иначе говоря, платить за одно и то же ему придется дважды – при покупке полиса (это требование обязательно для всех, кто садится за руль) и при возмещении причиненного вреда. Причем судиться ему придется не с потерпевшим, а со страховой компанией, в которой наверняка найдутся опытные квалифицированные юристы.

Поясним приведенные выше требования Правил. Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки предназначены для того, чтобы другие участники движения, не совершили наезд на ваше транспортное средство, стоящее, как правило, на проезжей части. За невыполнение этого требования статьей 12.27, ч. 1 КоАП предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.

Как правильно вызвать «Скорую помощь» - это тема отдельной статьи. Также мы не можем углубляться здесь в способы и приемы оказания первой помощи. Скажем только, что и то, и другое играет исключительно важную роль, и любой водитель должен хорошо ориентироваться в этих вопросах.

Если ДТП произошло в малонаселенной местности, где нет надежды на быстрое прибытие медиков, Правила допускают отправку пострадавших в ближайшую больницу на попутном, а если это невозможно, то в исключительных случаях - их доставку на своем транспортном средстве. В больнице водитель будет обязан сообщить свою фамилию, номерной знак своего транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и документов на транспортное средство). После этого участник ДТП должен возвратиться к месту происшествия. Однако прежде чем оставить место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, а также все следы и предметы, относящиеся к происшествию.

Сообщить о ДТП в полицию можно по городскому или мобильному телефону. Там, где нет покрытия территории сотовой связью, можно попросить других водителей, едущих по дороге, передать информацию на ближайший пост дорожно-патрульной службы. Для верности попросить нужно не одного человека, а трех-четырех, тогда необходимая информация наверняка поступит на пост.

В дополнение к рассмотренным нами пунктам, Правила дорожного движения обязывают водителя освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Однако при этом требуется составить в присутствии свидетелей схему ДТП, причем таким образом, чтобы картина происшествия не была искажена. Ошибки водителя при выполнении этого требования могут быть приняты за попытку исказить картину происшествия. Поэтому самостоятельно, без разрешения автоинспектора, освобождать проезжую часть не рекомендуется, если для этого нет каких-то исключительно важных причин.

К счастью, большинство ДТП обходится без погибших и раненых. При этом процедура оформления ДТП существенно упрощается. В подобных ситуациях рекомендуется в первую очередь запомнить номер автомобиля-«обидчика» - на тот случай, если он вздумает скрыться с места ДТП. После того как вы включили «аварийку» и выставили знак аварийной остановки, сразу же записывайте имена и координаты очевидцев, особенно если обстоятельства происшествия могут быть истолкованы по-разному. Через несколько минут свидетели разойдутся, а шансов разыскать их впоследствии очень мало, да и доверять их показаниям будут неохотно – вдруг это ваши знакомые, которых вы «подговорили»?

Записывая данные свидетелей, поинтересуйтесь, что именно они видели и что готовы подтвердить в ходе разбирательства. В качестве свидетелей могут выступать не только посторонние лица (пешеходы, водители и пассажиры других транспортных средств), но и люди, ехавшие вместе с вами, даже если они являются вашими родственниками или знакомыми.

Не забывайте о том, что «противная сторона» тоже озабочена поиском свидетелей. Не исключены случаи сговора участника ДТП со случайными людьми, отсутствовавшими в момент происшествия и готовыми встать на защиту одной из сторон за вознаграждение. Если вы замечаете что-либо подобное, то отрезвить аферистов может громкое и внятное предупреждение об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

После того как выполнено все, что предписано пунктом 2.5 Правил, у водителя, как правило, остается некоторое время до прибытия сотрудников ГИБДД. Не сидите сложа руки. Попытайтесь самостоятельно определить, являетесь ли вы виновником происшествия или наоборот, потерпевшим. Не позволяйте другим участникам происшествия оказывать на вас психологическое давление – их претензии, убедительные на первый взгляд, часто оказываются на поверку совершенно беспочвенными. Чтобы разобраться в сложной ситуации, в автомобиле всегда должны лежать Правила дорожного движения и статьи КоАП, касающиеся нарушений в области дорожного движения (сейчас они, как правило, издаются под одной обложкой). Имея под рукой эти документы, вы всегда сможете отыскать нужные пункты и статьи, и впоследствии ссылаться на них при общении с сотрудниками Госавтоинспекции.

При серьезном ДТП, обстоятельства которого могут быть истолкованы не в вашу пользу, есть смысл сразу же вызвать на место происшествия своего адвоката (если он у вас есть), а также представителя страховой компании, с которой у вас заключен договор ОСАГО или Каско. Рекомендуется также сделать фотоаппаратом или мобильным телефоном снимки места происшествия с нескольких точек, сфотографировать дорожные знаки, разметку, следы столкновения, оставшиеся на проезжей части, и все повреждения на вашем автомобиле, включая скрытые под капотом или днищем. Кроме того, любой участник происшествия имеет право записывать на диктофон или на мобильный телефон свои переговоры с сотрудниками ГИБДД и другими лицами, причастными к происшествию, и требовать приобщения этих записей к материалам дела о ДТП.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ «СКОРУЮ ПОМОЩЬ»

Если в результате ДТП есть пострадавшие с серьезными травмами, то их жизнь очень сильно зависит от того, насколько оперативно и квалифицированно им будет оказана медицинская помощь. Статистика говорит о том, что подавляющее большинство жертв ДТП умирает либо не дождавшись прибытия медиков, либо в процессе транспортировки в больницу. Во многих случаях их жизнь можно было бы спасти. Поэтому при вызове «Скорой» нельзя терять ни секунды. В наши дни почти у каждого водителя в кармане лежит мобильный телефон. Однако чтобы им воспользоваться, необходимо знать следующее.

Запомните: по номеру «03» «Скорая помощь» вызывается только со стационарного телефона! Если у вас в руках мобильник, то набирать «03» бесполезно – дозвониться вы не сможете и только напрасно потеряете драгоценное время.

В большинстве регионов России, а также в странах Европы для вызова всех оперативных служб используется единый номер 112 (в США его аналогом является номер 911). Ели дозвониться по номеру 112 не удается, то необходимо знать дополнительные номера: 101 - для вызова пожарных и спасателей, 102 - для вызова полиции и 103 - для вызова "Скорой помощи".

Звонок в «Скорую» всегда бесплатный. Дозвониться можно даже при отсутствии денег на счету и сим-карты в телефоне. Все переговоры с операторами записываются. Помимо этого, в крупных городах существуют и платные службы «Скорой помощи» - звонок в такую службу может стоить несколько долларов.

Но мало дозвониться по нужному номеру – необходимо передать как можно более точную информацию о количестве и состоянии пострадавших для того чтобы человек на другом конце провода принял правильное решение о том, какую бригаду медиков направить и куда госпитализировать пострадавших. При тяжелых травмах, угрожающих жизни, на место ДТП высылается реанимобиль или медицинский вертолет. Если травма не тяжелая – выезжает обычная «Скорая помощь». Недооценить опасность столь же плохо, как и переоценить ее – к примеру, вертолета, понапрасну посланного на место происшествия, не дождутся в другом месте - там, где он был действительно необходим.

Определение степени тяжести полученных травм – очень непростая задача. В отечественных автошколах этому не учат, поэтому сошлемся на зарубежный опыт. Вот уже более 25 лет в США успешно применяется методика TS («Triage Score» - «сортировочный индекс»). Состояние пострадавшего оценивается по пяти критериям: дыханию, скорости наполнения сосудов кровью, открыванию глаз, реакции на голос и двигательной реакции. Водителям выдается специальная таблица, по которой они могут оценить каждый из этих критериев в диапазоне от 0 до 4 баллов. Оценки, полученные по каждому критерию, суммируются, в результате чего получается число TS, которое может находиться в пределах от 0 до 20. Человек, вызывающий «Скорую помощь», должен сообщить полученное число телефонному диспетчеру. Если это число равно четырем и более, то травма считается тяжелой, и на место ДТП высылается реанимобиль. Если подсчитанный индекс TS составляет три балла и менее, то травма считается не тяжелой, и на вызов отправляется обычная бригада.

Что делать при ДТП, фото 1

Таким образом, если пострадавший не шевелится или не реагирует на голос, то травма уже обязательно тяжелая (4 балла). Кроме того, она может оказаться тяжелой по сочетанию симптомов. К примеру, если пострадавший дышит прерывисто (2 балла), открывает глаза только в ответ на голос (1 балл), произносит несвязные слова (2 балла), а на боль реагирует отдергиванием руки или ноги (1 балл), то индекс TS составит (2+1+2+1) = 6 баллов, и травма будет считаться тяжелой. Скорее всего, телефонному оператору отечественной «Скорой помощи» указанная методика незнакома, поэтому имеет смысл сообщить ему только общую информацию о состоянии пострадавших (количество,пол, примерный возраст, наличие признаков жизни, наличие сознания, наличие сильного кровотечения, видимые телесные повреждения).

09.11.2014 19:50
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;