Найти

Ваша первая зима (часть 4). Занос автомобиля

Физической причиной заноса является неодинаковая скорость вращения правых и левых колес. Автомобиль всегда будет разворачивать вокруг того колеса которое вращается медленнее остальных или вовсе остановилось. Занос автомобиля может возникнуть в трех случаях:

- при резком торможении;

- при буксовании;

- при повороте руля на большой угол или на высокой скорости.

Если вы, оказавшись на скользкой дороге, будете одновременно резко тормозить и поворачивать руль, то вероятность заноса резко возрастёт, а справиться с ним будет крайне сложно. Поэтому нужно взять на вооружение правило: когда вы поворачиваете – не нужно тормозить, когда тормозите – не нужно поворачивать. В реальных условиях даже опытному водителю не всегда удается четко выполнить это требование, однако к этому нужно стремиться, причем не только зимой, но и летом.

В первую очередь, для вывода автомобиля из заноса нужно устранить причину, которая его вызвала. Если этого не сделать, занос будет только усугубляться, и справиться с ним вряд ли удастся. В тех случаях, когда причиной заноса является торможение, нужно отпустить педаль тормоза. При буксовании следует сбросить газ и позволить ведущим колесам вращаться с одинаковой скоростью. Занос, возникший на повороте, устраняется вращением руля в противоположную сторону с последующим поворотом его в обратном направлении, но уже на меньший угол.

После того как причина заноса устранена, остаётся только выровнять траекторию движения. Как это сделать, зависит от конструкции вашего автомобиля. Он может быть переднеприводным (если двигатель соединен с передними колесами, и они тянут за собой заднюю ось), заднеприводным (когда двигатель соединен с задними колесами, и они толкают перед собой весь автомобиль) и полноприводным (когда вращение вала двигателя передается на все четыре колеса). При этом в любом случае поворачивать под воздействием руля могут только передние колеса. Если у вас передний привод – куда вы повернете руль, туда и поедет весь автомобиль вслед за своей передней осью. В этом случае для выхода из заноса рекомендуется плавно увеличивать скорость, слегка нажимая на педаль газа (конечно, если путь впереди свободен). Если у вас задний привод, и автомобиль уже занесло, то ведущие задние колеса, которые не могут поворачивать, будут стремиться вытолкнуть вас за пределы дороги. В этом случае нужно плавно сбросить газ и повернуть руль в сторону заноса на достаточно большой угол, стараясь при этом избежать заноса в обратную сторону.

Полноприводные автомобили отличаются высокой проходимостью и хорошей устойчивостью на скользкой дороге, но при этом обладают большой массой и требуют определенных навыков управления, как в зимнее, так и в летнее время. При аккуратной езде довести такой автомобиль до заноса вам вряд ли удастся.

В заключение нужно сказать, что наибольшую опасность для водителя представляет не сама скользкая дорога, а та ситуация, когда водитель не подозревает о том, что под колесами его автомобиля – голый лед, жидкая грязь или иная скользящая поверхность. К примеру, это может произойти, когда за бортом идет снег с дождем, а температура воздуха плавно понижается от плюс одного градуса до минус одного. В таких условиях мокрый асфальт выглядит точно так же, как обледенелый, но автомобиль будет вести себя на нем совершенно иначе. И если водитель неправильно выбрал скорость и дистанцию, если он не готов к внезапному неповиновению автомобиля и не помнит приемов зимней езды – ничто не спасет его от попадания в ДТП. Поэтому лучше десять раз перестраховаться, приняв нормальную дорогу за скользкую, чем однажды ошибиться «наоборот» - и поплатиться за это.

Тем, кто встречает за рулем свою первую зиму, имеет смысл заранее изучить поведение автомобиля на большой и пустой заснеженной площадке под руководством более опытного водителя. Естественно, при этом следует соблюдать осторожность и двигаться с ограниченной скоростью. Только не надо устраивать подобные эксперименты в условиях реального дорожного движения, иначе «цена вопроса» может оказаться вам не по карману.

У автомобилистов есть поговорка: «Первый год автомобиль возит водителя, и только после этого человек начинает водить автомобиль». Поэтому мы намеренно не говорили здесь о навыках так называемого «контраварийного вождения», которое может выручить (а может и не выручить) водителя в экстремальной ситуации – например, при прохождении поворота на скользкой дороге с максимальной скоростью. Поймите простую вещь: нельзя учиться в институте, не окончив начальной школы. Задача, которая стоит перед вами на предстоящую зиму, первую в вашей водительской практике, – благополучно дожить до весны, избежав попадания в ДТП. Если вы с ней справитесь, действуя по принципу «тише едешь – дальше будешь», то впереди у вас будет еще много возможностей для совершенствования навыков вождения, в том числе и на скользких дорогах. Но тот, кто заинтересуется экстремальной ездой раньше времени, не имея достаточного опыта, рискует вообще не освоить эту науку, потому что будущей зимой ему, вероятнее всего, будет не на чем ездить.

13.11.2014 16:20
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;