Найти

Ваша первая зима (часть 3). Скользкая дорога и блокировка колес

Скользкая дорога была, есть и будет головной болью для начинающих водителей, не имеющих опыта зимней эксплуатации. Если человек беспокоится об этом – уже хорошо, значит, он будет хотя бы соблюдать осторожность. Но без элементарных знаний и осторожность может оказаться бесполезной.

О поведении автомобиля на скользком покрытии написаны толстые книги. Попробуем кратко изложить здесь только самую важную, первичную информацию.

Скользкая дорога несет две неприятности - увеличение тормозного пути и потерю управляемости, которая может выражаться:

- в заносе задней оси автомобиля;

- в сносе передней оси, то есть прямолинейном движении с повернутыми колесами, из-за чего автомобиль не может вписаться в поворот;

- в опрокидывании.

Увеличение тормозного пути и снос передней оси – это результат блокировки колес при торможении. Это происходит в тот момент, когда колеса перестают вращаться и, потеряв сцепление с дорогой, начинают скользить, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед. Такое движение называется юзом. Блокировка колес происходит при нажатии на педаль тормоза, причем на очень скользком покрытии достаточно даже небольшого и плавного нажатия.

Что делать, чтобы предотвратить блокировку колес? Альтернативой обычному торможению является прием, который называется «торможение двигателем». Хотя такое торможение менее эффективно, особенно при высоких скоростях, зато оно позволяет снижать скорость, вовсе не пользуясь педалью тормоза. Запомните, что торможение двигателем абсолютно безвредно для автомобиля и главное – никогда не вызывает блокировки колес. Для его реализации необходимо:

- двигаться на любой передаче, кроме нейтральной;

- НЕ нажимать педаль сцепления (а заодно и педаль тормоза);

- полностью убрать ногу с педали газа.

По мере снижения скорости, чтобы двигатель не заглох, водитель может переключаться на пониженные передачи (выжимая и отпуская педаль сцепления) и снова использовать торможение двигателем.

К примеру, если впереди на некотором расстоянии загорелся красный сигнал светофора, нет никакого смысла давить на газ, поскольку все равно придется останавливаться. Сбросив газ и не выключая передачу, вы добьетесь плавного снижения скорости, а приблизившись к светофору, уже на малой скорости, нажмете педаль тормоза для окончательной остановки. При этом вероятность возникновения юза будет минимальной даже на обледенелой или заснеженной дороге.

Если же юз все-таки возник, то водителю, который прежде не сталкивался с таким явлением, кажется, что у него отказали тормоза – несмотря на усиленное нажатие на тормозную педаль, замедление автомобиля ослабевает, а затем и вовсе прекращается. Худшее, что можно сделать в такой ситуации – продолжать упрямо давить на тормоз. Вместо этого вы должны полностью отпустить тормозную педаль, и сразу после этого начать воздействие на нее особым способом – многократными прерывистыми нажатиями с высокой частотой. Даже если колеса заблокируются при нажатой педали, в следующий момент, при ее отпускании, они возобновят вращение и снова будут готовы к торможению. Благодаря этому приему то, что получалось у вас летом за одно нажатие на педаль, получится за 5 – 7 прерывистых нажатий. Тормозной путь при этом, конечно же, увеличится, но все же не будет стремиться к бесконечности, как при движении юзом.

Таким приемом пользуются водители тех автомобилей, которые не оборудованы антиблокировочной системой тормозов. Многократное нажатие ноги на педаль тормоза – это не что иное, как имитация работы этой системы. Однако бортовая электроника справляется с подобной задачей куда лучше, чем водитель, благодаря высокому быстродействию системы АБС. При ее автоматическом срабатывании достигается близкий к оптимальному тормозной путь и предотвращается возникновение заноса. Поэтому при наличии исправной АБС водитель просто не должен мешать ее работе. Нажмите педаль тормоза до упора и держите ее в этом положении, ощущая мелкую дрожь педали под ногой – система сама выберет оптимальное положение педали и частоту ее срабатывания. Правда, при этом тормозной путь все равно окажется длиннее, чем при обычном торможении на чистом и сухом асфальте. Поэтому в зимний период всегда нужно начинать тормозить раньше, чем летом, и делать это по возможности более плавно.

Не стоит думать, что антиблокировочная система – это решение всех проблем. Да, она способна компенсировать небольшие ошибки неопытного водителя. Но если посадить за руль лихача, то никакая электроника, никакие высококачественные шины и супернадежные тормоза не смогут удержать машину на дороге в случае его безграмотных действий.

14.11.2014 16:20
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;