Найти

Можно ли не оформлять ДТП?

Бывает так, что повреждения транспортных средств, попавших в ДТП, настолько незначительны, что их водителям проще договориться между собой полюбовно, чем дожидаться прибытия сотрудников ГИБДД, а впоследствии заниматься долгой процедурой получения страховой выплаты. Да и сумма страховки может оказаться такой, что хлопотать ради нее – себе дороже. Можно ли не оформлять происшествие при таких обстоятельствах?

С точки зрения закона, уехать по своим делам, не оформив дорожно-транспортное происшествие как положено, вы не можете – такие действия будут считаться «оставлением места ДТП». В пункте 2.5 Правил дорожного движения сказано, что водитель, причастный к ДТП, обязан вызвать на место происшествия сотрудников полиции.

Когда участники ДТП решают «разъехаться», не оформляя никаких документов о ДТП, они всегда делают это на свой страх и риск. Во-первых, второй водитель ДТП может вернуться обратно, включить «аварийку», вызвать автоинспектора и заявить, что вы скрылись с места происшествия. Во-вторых, в отсутствие другого участника ДТП очень легко убедить автоинспектора, что именно он является виновником, а не потерпевшим - для этого достаточно немного исказить обстоятельства случившегося. В-третьих, без правильно заполненного Извещения о ДТП с вами не станут разговаривать ни в одной страховой компании, если вы все-таки решите обратиться за страховым возмещением.

Таким образом, даже незначительное ДТП должно быть оформлено в установленном порядке. Однако, чтобы сократить неоправданные потери времени, в ряде случаев можно воспользоваться одним из двух вариантов упрощенного оформления, которые предусмотрены пунктами 2.6 и 2.6.1 Правил.

Во-первых, водители могут самостоятельно прибыть на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления происшествия. Такие действия допускаются, если одновременно выполнены при выполнении три условия:

- в результате ДТП нет пострадавших;

- виновник происшествия не оспаривает свою вину;

- схема ДТП составлена самостоятельно и подписана всеми участниками происшествия.

Но даже если перечисленные условия выполняются, не всегда разумно ехать в ГИБДД своим ходом. Если дело происходит вне населенного пункта, на трассе, тогда да – ваше происшествие оформят на ближайшем посту ДПС. А вот если вы попали в ДТП в центре крупного города… Дело в том, что мало кому известно, как поделена его территория между разными отделениями ГИБДД, и по какому адресу следует обращаться. Поэтому в таких случаях порой бывает проще дождаться прибытия автоинспектора. Кроме того, покинув место ДТП, вы рискуете тем, что второй участник происшествия может «потеряться» по дороге или отказаться от признания своей вины, а составленная вами схема ДТП окажется непригодной из-за того, что неправильно составлена или не содержит всей необходимой информации.

Второй вариант предусматривает оформление мелких происшествий самими участниками ДТП без помощи сотрудников ГИБДД или полиции. Для этого они должны самостоятельно оформить бланк Извещения о ДТП и передать его в страховую компанию, которая будет возмещать вред, причиненный виновником ДТП. Такая упрощенная процедура, широко распространенная в Европе и оттого называемая Европротоколом, возможна только в тех случаях, когда одновременно совпали следующие условия:

- в результате ДТП нет пострадавших;

- в ДТП участвует только два транспортных средства;

- оба участника ДТП имеют действующие (не просроченные) полисы ОСАГО;

- виновник происшествия не оспаривает свою вину;

- перечень и характер повреждений полученных обоими транспортными средствами в результате данного ДТП, не вызывает разногласий у участников происшествия.

Самостоятельно начерченную схему ДТП, перечень повреждений, подлежащих рассмотрению страховщиками, и отсутствие разногласий участники происшествия заверяют своими подписями в бланке Извещения о ДТП, после чего уклониться от ответственности виновнику происшествия уже не удастся. Однако потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенном оформлении ДТП максимальная сумма страхового возмещения, которую он может получить за повреждение своего имущества, составляет 50 тысяч рублей*. Если фактический ущерб превышает (или может превысить) эту величину, а также в случае возникновения разногласий между участниками ДТП оформление происшествия должно производиться в обычном порядке с привлечением сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, решая оформить мелкое происшествие самостоятельно, потерпевшему, во избежание последующих осложнений, желательно проконсультироваться по телефону с представителями своей страховой компании, кратко изложив им обстоятельства ДТП. Если страховая компания все же порекомендует привлечь к оформлению происшествия сотрудников ГИБДД, к ее совету стоит прислушаться.

Добавим, что с 1 июля 2015 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 907 от 06.09.2014 г., вступят в силу поправки в ПДД, изменяющие порядок действий участников дорожно-транспортного происшествия. Поправки предусматривают, в частности, возможность не оформлять ДТП, «если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников ДТП и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов».

*В Москве и Санкт-Петербурге это ограничение не действует (выплачивается полная страховая сумма в пределах 400 тысяч рублей) при условии, что обстоятельства ДТП и повреждения транспортных средств зафиксированы на месте происшествия техническими средствами, обеспечивающими некорректируемую фото- или видеосъемку, а также сведениями спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС или GPS. Эти данные участники ДТП должны предоставить страховщику.

11.11.2014 01:00
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Статьи для начинающих:

  • Пять вредных заблуждений по поводу получения водительских прав
    Человек, который собрался «выучиться на права», вступает в незнакомый ему мир, встреча с которым порой оборачивается обидой и разочарованием. Чтобы обид было меньше, а пользы - больше, мы решили внести ясность в некоторые вопросы, так или иначе занимающие будущего водителя.
  • Первое знакомство с приемами управления автомобилем
    Обычно занятия с инструктором преподносят ученику автошколы сплошные сюрпризы. Пройдет довольно много времени, прежде чем вы начнете понимать, почему в различных ситуациях автомобиль не желает вам подчиняться или ведет себя непредсказуемо. Надеемся, что эта статья поможет усвоить основные приемы вождения и повысит эффективность ваших занятий.
  • Как устроен автомобиль
    Эта статья дает самое общее представление об устройстве автомобиля и предназначена для тех, кто не планирует самостоятельно заниматься его ремонтом и обслуживанием.
  • Ваша первая зима (часть 1). Как подготовить автомобиль
    Первая зима – суровое испытание в жизни начинающего водителя. Во-первых, скользко. Во-вторых, темно утром и вечером, когда вы едете на работу и возвращаетесь домой. В-третьих, автомобиль то и дело преподносит сюрпризы – то не заводится, то не прогревается… В общем, мало приятного, но ездить как-то надо. Вот и приходится действовать на свой страх и риск.
  • Ваша первая зима (часть 2). Что надо знать о шинах
    Шина – это единственный элемент, который обеспечивает непосредственный контакт вашего автомобиля с поверхностью дороги. А от того, насколько хорошо дорога «держит» автомобиль, зависит очень многое.
;