Найти

Новое в дорожном законодательстве (с 01.07.2015 г.)

1. Новый порядок оформления ДТП.

С 1 июля 2015 г. вступает в силу новый порядок действий водителя в случае ДТП, который, как и прежде, прописан в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил. Действия водителя, причастного к ДТП с погибшими и пострадавшими практически не изменились. Такие ДТП в обязательном порядке оформляются сотрудниками полиции. А вот при ДТП без пострадавших у водителей не только появляются новые обязанности, но и открываются новые возможности.

Если Вы попали в ДТП, в котором люди остались целы и невредимы, то после остановки и обозначения своего транспортного средства нужно зафиксировать обстоятельства происшествия, следы и предметы, имеющие отношение к нему, номерные знаки транспортных средств, попавших в ДТП, при помощи фото- или видеосъемки, для чего подойдет не только видеорегистратор, но и камера мобильного телефона. При необходимости следует записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей. После этого, если движение других транспортных средств невозможно, водители обязаны освободить проезжую часть.

Дальнейшая процедура зависит от наличия или отсутствия разногласий между участниками ДТП по вопросам «кто виноват» и «что повреждено». Помимо этого, поводом для разногласий может служить отсутствующий или просроченный страховой полис одного из транспортных средств, состояние опьянения водителя и т.п. Если разногласия есть, то п. 2.6.1 Правил предписывает сообщить о происшествии в полицию (ГИБДД) и действовать в соответствии с полученными указаниями (скорее всего, такими указаниями будут «ждите, приедем» или «зафиксируйте обстоятельства ДТП и приезжайте для его оформления на ближайший пост ДПС»).

Если же разногласий нет, то водители, попавшие в ДТП, по договоренности друг с другом могут самостоятельно выбрать один из трех вариантов действий:

1) оставить место ДТП и приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение ГИБДД для оформления происшествия сотрудниками полиции;

2) воспользоваться упрощенной процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции («европротоколом»). При этом условия для применения «европротокола» не изменились – хотя они оказались изъяты из текста ПДД, но остались в нормативных документах обязательного страхования автогражданской ответственности. Страховые компании по-прежнему руководствуются ими, осуществляя выплаты потерпевшими или, наоборот, отказывая в страховой выплате. Вы можете прочитать об этих условиях здесь. В этом случае участники ДТП совместными усилиями заполняют бланк «Извещения о ДТП», заранее выданный страховой компанией, и в течение пяти рабочих дней предоставляют его своим страховщикам;

3) разъехаться, не оформляя никаких бумаг, «если в ДТП повреждены транспортные средства или иное имущество только участников ДТП и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов». Самое приятное заключается в том, что при выполнении перечисленных условий такие действия отныне не будут считаться «оставлением места ДТП» или «неисполнением обязанностей участниками ДТП», а значит, наказанию они не подлежат.

2. Права, забытые дома.

Со многими водителями хотя бы раз в жизни случалась такая история – автоинспектор просит предъявить права, а Вы лезете в карман… и вспоминаете, что оставили их дома, в другом пиджаке. В таких случаях ранее полагалось отстранить водителя от управления и отправить автомобиль на штрафстоянку. По новым правилам, отраженным в статьях Кодекса об административных правонарушениях, Вас «пробьют» по базе данных, чтобы убедиться, что водительские права у Вас есть, и ограничатся штрафом в размере 500 рублей. Однако если вместо водительского удостоверения Вы забыли свидетельство о регистрации транспортного средства – эвакуации на штрафстоянку Вам, как и прежде, не избежать. И это вполне объяснимо – кто знает, вдруг Вы угнали этот автомобиль, а не взяли его покататься с законного разрешения владельца...

3. Правила парковки и эвакуация.

Здесь тоже есть новости, которые обрадуют многих водителей. После нескольких скандальных историй законодатели вспомнили о норме, которая была прописана в правилах эвакуации транспортных средство на штрафстоянку, а потом утратила силу: запрещается увозить на эвакуаторе неправильное припаркованный автомобиль, если его владелец вернулся до начала движения эвакуатора, и тем самым причина задержания оказалась устранена. Теперь это прописано снова, но уже в КоАПе – документе, который имеет больший юридический вес. А чтобы не возникало спорных случаев, автоинспектор должен оставаться на месте нарушения до момента начала движения эвакуатора – соответственно, и претензии от автовладельца будет принимать не водитель эвакуатора, а официальный представитель органов власти. Больше того, за нарушение упомянутого запрета сотрудниками ГИБДД или службы принудительной эвакуации предусмотрен штраф – 2 000 рублей на граждан и 20 000 рублей на должностных лиц.

Кроме того, с 8 августа 2015 года, если транспортное средство припарковано в зоне действия знаков, запрещающих остановку или стоянку, увезти его на эвакуаторе можно будет только оттуда, где эти знаки были установлены с табличкой «Работает эвакуатор». Если же таких табличек не окажется, то это, по мнению законодателей, будет означать, что нарушитель был недостаточно подробно предупрежден о возможных последствиях. В этом случае он отделается штрафом (в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 рублей, а в остальных регионах – 1 500 рублей), а платить за эвакуацию и хранение автомобиля ему не придется.

4. Льготы для инвалидов.

В то же время не обошлось без ложки дегтя в этой большой бочке меда. Серьезно ужесточаются требования, нацеленные на защиту прав инвалидов от поведения некоторых недобросовестных водителей. Так, штраф за парковку в местах, предназначенных для стоянки транспортных средств, перевозящих инвалидов 1-й или 2-й группы, либо детей-инвалидов, который ранее составлял 3 000 – 5 000 рублей, «подрос» до фиксированных 5 000 рублей.

Но это еще не самое «страшное» – а вот настоящий кошмар наступает для тех водителей, которые пользовались не положенными им «инвалидными» льготами, просто наклеив на лобовое и заднее стекло опознавательный знак «Инвалид». Отныне за такую наклейку также придется выложить 5 000 рублей, причем дважды – за установку опознавательного знака без соответствующего разрешения (ст. 12.4, часть 2 КоАП) и за управление транспортным средством с таким опознавательным знаком (ст. 12.5, часть 4.1 КоАП).

Таким образом, Госавтоинспекция вернулась к отмененной много лет назад практике, когда право на установку опознавательного знака «Инвалид» предоставлялось на основании соответствующего разрешения (раньше это была отметка в свидетельстве о регистрации). И это правильно, потому что таким способом наконец-то устранен пробел в законодательстве, из-за которого льготы, связанные с парковкой и несоблюдением требований некоторых дорожных знаков, предоставлялись не живому человеку (инвалиду), а наклейке на лобовом стекле, независимо от того, кто пользуется данным автомобилем.

5. Борьба с пьянством продолжается.

И совсем уже плохие новости ждут тех индивидуумов, которые, будучи лишены прав за управление автомобилем в состоянии опьянения или за отказ от медицинского освидетельствования на опьянение, снова садятся за руль в нетрезвом состоянии. До сих пор такие граждане несли административную ответственность в виде штрафа, ареста на 10-15 суток и продления срока лишения прав на три года. Однако эти суровые меры не исключали того, что «лишенца» после очередного возлияния снова потянет за руль, и это представляло реальную угрозу для общества.

С 1 июля 2015 года дело принимает совсем другой оборот – за подобные действия наступает уголовная ответственность с широким спектром карательных мер – от штрафа в 200 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет в случае злостного и неоднократного нарушения данного запрета.

Ужесточилась также печально известная среди водителей статья 264 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание для водителей, совершивших ДТП с тяжелыми последствиями. Отныне виновникам ДТП, которые находились за рулем в состоянии опьянения, установлен нижний предел наказания. Если в ДТП погиб один человек, то срок лишения свободы составит от 2 до 7 лет (ранее было «до 7 лет»), а если погибли двое и более – от 4 до 9 лет (ранее было «до 9 лет»). Таким образом, у судьи, выносящего приговор, сужаются возможности назначить слишком мягкое наказание.

30.06.2015 20:56
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Полезные статьи:

  • Как общаться с автоинспектором
    Каждому автомобилисту время от времени приходится общаться с сотрудниками Госавтоинспекции. Это общение не всегда бывает приятным. Четко зная свои права и обязанности, а также права и обязанности сотрудников полиции, можно избежать напрасных конфликтов. Этим вопросам и посвящена данная статья.
  • Что делать, если грозит лишение прав или арест
    Если вы полагаете, что ниже пойдет речь об уловках и ухищрениях, при помощи которых можно уйти от ответственности за реально совершенные грубые нарушения Правил, то не советуем тратить время на чтение этой статьи. Мы будем рассматривать эти вопросы строго с юридической точки зрения.
  • Отстранение водителя от управления и задержание транспортного средства - за что?
    Рассмотрим положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся отстранения водителя от управления и задержания транспортного средства.
  • Как избежать наказания за неправильную парковку
    В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах парковка не первый год является головной болью каждого автомобилиста. В центре и в спальных районах стояночных мест катастрофически не хватает, а ставить машину где-то надо. Бывает, что водитель тратит 20 минут на поездку – и столько же на поиск места, где можно припарковаться.
  • Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО
    Стоимость полиса ОСАГО представляет собой базовый страховой тариф, умноженный на несколько коэффициентов, учитывающих особенности использования транспортного средства и степень риска наступления страхового случая. Величины базовых страховых тарифов и коэффициентов устанавливаются и корректируются Банком России.
;