Найти

Что делать, если грозит лишение прав или арест

Если вы полагаете, что ниже пойдет речь об уловках и ухищрениях, при помощи которых можно уйти от ответственности за реально совершенные грубые нарушения Правил, то не советуем тратить время на чтение этой статьи. Во-первых, потому что «ни за что» прав не лишают и не арестовывают. Чтобы подвергнуться такому наказанию, нужно допустить злостное или особо опасное нарушение ПДД, и за такие действия следует отвечать. Во-вторых, ни один уважающий себя адвокат не гарантирует своему клиенту стопроцентного освобождения от ответственности в подобной ситуации – он может только изучить материалы дела, попытаться найти уязвимые места и подготовить соответствующие аргументы для суда. Однако последнее слово всегда остается за судьей, у которого могут быть собственные взгляды на рассматриваемый инцидент.

Тем не менее, довольно часто возникают случаи, когда сотрудники ГИБДД, превышая свои полномочия или ошибочно трактуя отдельные пункты ПДД и Кодекса об административных правонарушениях, оформляют материалы для лишения прав или ареста в ситуациях, когда водитель не заслуживает такого наказания. Возможно, он допустил менее серьезное нарушение, а может быть, и вовсе не виноват. К сожалению, никто из сидящих за рулем не застрахован от подобного сюжета. Поэтому, чтобы не оказаться в ловушке, водитель должен иметь хотя бы элементарное представление о том, за какие нарушения и каким образом применяются процедуры лишения прав и административного ареста.

За что лишают прав

Начнем с того, что и то, и другое – виды наказаний, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. За что и как применяется это наказание, прописано в соответствующих статьях КоАП. Зная эти статьи, водитель уже наполовину защищен – если, конечно, он не пойдет на грубое нарушение Правил сознательно. Итак, чтобы не лишиться водительского удостоверения, нужно избегать следующих нарушений:

1. «Пьяные статьи»:

- управление транспортным средством в состояние опьянения (ст.12.8, ч.1);

- передача управления лицу в нетрезвом состоянии (ст.12.8, ч.2);

- отказ от прохождения освидетельствования на опьянение (ст.12.26, ч.1);

- прием опьяняющих веществ между совершением ДТП и проведением экспертизы, либо между остановкой с целью освидетельствования и его проведением (ст.12.27, ч.3).

За эти нарушения предусмотрен штраф в размере 30 000 рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Повторное* управление автомобилем в пьяном виде или передача руля пьяному влечет штраф 50 000 рублей и лишение прав на срок 3 года (ст.12.8, ч.4).

2. ДТП, совершенное по вине водителя и повлекшее причинение:

- легкого вреда здоровью потерпевших (ст.12.24, ч.1);

- средней тяжести вреда здоровью потерпевших (ст.12.24, ч.2).

По этим статьям возможно наказание в виде лишения прав на сроки 1 - 2 года, либо штрафы в диапазоне от 2500 до 25 000 рублей.

3. Оставление места ДТП в нарушение Правил (ст.12.27, ч.2)

Это нарушение влечет лишение прав на 1 - 1,5 года или административный арест на срок до 15 суток.

4. Незаконное использование спецсигналов или внешних световых приборов:

- использование во время движения незаконно установленных спецсигналов (ст.12.5, ч.5);

- управление транспортным средством с незаконно нанесенными эмблемами и символами специальных автомобилей - «Полиция», «Скорая помощь» и т.п. (ст.12.5, ч.6);

- управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы или световозвращатели красного цвета, либо световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют установленным требованиям (ст. 12.5, ч.3).

Эти нарушения предусматривают лишение прав на сроки от 6 месяцев до 2 лет. Незаконно установленные спецсигналы и световые приборы подлежат конфискации.

5. Нарушения, связанные с номерными знаками:

- управление транспортным средством с заведомо фальшивыми номерными знаками - лишение прав на 6 - 12 месяцев (ст.12.2, ч.4);

- езда без номерных знаков или их умышленное сокрытие - лишение прав на 1 - 3 месяца или штраф 5000 рублей (ст.12.2, ч.2).

6. Нарушение правил перевозки:

- крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 12.21.1);

- опасных грузов (ст. 12.21.2).

Эти нарушения предусматривают штрафы или лишение прав на сроки от 2 до 6 месяцев.

7. Движение по встречной полосе:

- выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, или на встречные трамвайные пути, кроме случаев объезда препятствия (ст.12.15, ч.4);

- езда во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ст. 12.16, ч.3).

Оба нарушения влекут лишение прав на 4 - 6 месяцев или штраф 5000 рублей, а если допускаются повторно - лишение прав сроком на 1 год (ст. 12.5, ч.5 и 12.16, ч. 3.1).

8. Остальные нарушения ПДД, влекущие лишение прав:

- превышение разрешенной скорости на 60 - 80 км/ч – 4 - 6 месяцев или штраф (ст. 12.9, ч.4); более чем на 80 км/ч - 6 месяцев или штраф (ст. 12.9, ч.5). Повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч наказывается лишением прав сроком на 1 год (ст. 12.9, ч.7);

- пересечение железной дороги вне переезда, въезд на закрытый переезд, остановка и стоянка на переезде (ст. 12.10, ч.1) – 3 - 6 месяцев или штраф, а повторное подобное нарушение (ст. 12.10, ч.3) – только лишение прав на 1 год;

- невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству с цветографическими схемами, включенными проблесковыми маячками и сиреной (ст. 12.17, ч.2) – 1 - 3 месяца или штраф;

- управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, в случае, если это нарушение выявлено повторно - 1 - 3 месяца или штраф;

- проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, в случае, если это нарушение выявлено повторно - 4 - 6 месяцев или штраф.

За что назначается административный арест и обязательные работы

Административный арест на срок до 15 суток применяется реже. Вот статьи КоАП, регламентирующие применение этой меры наказания:

- управление транспортным средством водителем, лишенным прав (ст. 12.7, ч.2);

- управление транспортным средством в пьяном виде и без прав (ст. 12.8, ч.3);

- отказ от освидетельствования на опьянение при отсутствии прав (ст. 12.26, ч.2);

- оставление места ДТП в нарушение Правил, если не было применено лишение прав (ст. 12.27, ч. 2).

Инвалидам 1 и 2 групп, несовершеннолетним, беременным женщинам, матерям, имеющим детей в возрасте до 14 лет, военнослужащим и сотрудникам некоторых государственных структур административный арест не положен. При совершении указанных правонарушений они подвергаются крупным штрафам.

В двух случаях взамен штрафа или административного ареста к нарушителям может быть применено наказание в виде обязательных работ:

- за управление транспортным средством водителем, лишенным прав - от 100 до 200 часов (ст. 12.7, ч.2);

- за неуплату назначенного штрафа в установленный срок - до 50 часов (ст. 20.25, ч.1).

Согласно статьям 3.8.1 и 3.9.1 КоАП РФ, решение о лишении прав или административном аресте может приниматься только судьей. Госавтоинспекция прав не лишает и никого не арестовывает. Задача сотрудника ГИБДД – выявить нарушение, оформить его соответствующим образом и передать материалы дела в суд. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, водителя могут подвергнуть административному задержанию на срок не более трех часов. Административное задержание и административный арест – это разные понятия. Задерживает водителя сотрудник полиции (автоинспектор), а повергает аресту судья – после рассмотрения материалов дела, и только в том случае, если факт правонарушения установлен, и вина водителя доказана.

Как оформляется нарушение

Протокол об административном правонарушении должен быть заверен подписями лица, которое его составило, лица, в отношении которого он составлен, а также двух понятых, которые могут быть как случайными прохожими, так и сотрудниками ГИБДД. Важно, чтобы понятые не только «подмахнули» протокол, а присутствовали при оформлении нарушения. Своими подписями они подтверждают, что законная процедура составления протокола не была нарушена, что водитель, обвиняемый в нарушении Правил, не подвергался давлению, угрозам или физическому насилию. Копия протокола в обязательном порядке выдается водителю транспортного средства.

Если допущенное водителем нарушение, в соответствии со статьей КоАП РФ, предусматривает лишение прав, то водительское удостоверение не изымается на месте нарушения - оно продолжает действовать до вступления в законную силу решения суда. Если судья оправдает водителя – права ему будут возвращены. Но если судья примет решение лишить водителя прав, и оно вступит в законную силу, то с этого момента в течение трех дней водительское удостоверение нужно будет собственноручно принести в ГИБДД и сдать на хранение. Только с этого момента начнет отсчитываться срок лишения прав, а чем быстрее он начнет отсчитываться - тем быстрее и закончится.

Конечно, для автоинспектора каждое выявленное грубое нарушение Правил – это плюс в его послужной список. Хотя официально руководство ГИБДД отрицает наличие плана по выявленным нарушениям, спускаемого «сверху», но несложно представить себе, как на какой-нибудь летучке командир роты ДПС говорит: «Сидоров, вон посмотри, как Иванов трудится – у него за неделю пять пьяных поймано, а у тебя только три. Работать лучше надо, Сидоров!»

С другой стороны, дело о лишении прав или аресте, поданное в суд и «развалившееся» из-за недоказанности или неправильного оформления документов – это для автоинспектора большой минус. И тот же командир на следующей летучке заявляет уже нечто иное: «Посмотрите на Иванова! Погнался за количеством, а элементарного протокола на пьяного водителя составить не может! Фамилию перепутал, в качестве понятого вписал своего дедушку из Моршанска, да еще и сертификат на алкотестер потерял. Стыдно, Иванов! Бери пример с Сидорова. У него на три протокола – три лишения, и ни один судья не придрался!»

Какие ситуации являются для автоинспектора беспроигрышными, когда, составляя протокол, он точно знает, что дело будет доведено до лишения прав? Это те случаи, в которых факт нарушения опровергнуть невозможно. Например, с актом медицинского освидетельствования на опьянение, с фотографией, на которой изображен въехавший под «кирпич» автомобиль с хорошо видимым номерным знаком, или с показаниями радара, зафиксировавшего превышение скорости на пустой дороге, не очень-то поспоришь. Еще лучше для инспектора, когда водитель сам письменно признает факт своего нарушения, поставив подпись в соответствующей графе протокола. Например, в протоколе о направлении водителя на освидетельствование на состояние опьянения есть графа «От прохождения освидетельствования отказываюсь» (подпись). Наличие подписи водителя в этой графе означает стопроцентное лишение прав, в каком бы хорошем настроении не оказался судья, рассматривающий дело. Спасти бедолагу может только доказанный факт, что эту подпись он поставил под пыткой, но, как вы догадываетесь, доказать это практически невозможно. Поэтому правило первое: никогда не расписывайтесь по просьбе автоинспектора «тут», «тут» и «вот тут», пока внимательно не прочитаете содержание протокола и вменяемых вам в вину нарушений.

Что можно сделать

Бывает, что инспектору ДПС хочется лишить водителя прав, но ситуация не бесспорная, и он испытывает определенные колебания. В таких случаях он начинает потихоньку «прощупывать почву» и высказываются примерно в таком духе: «Вообще-то вы двигались по встречной полосе», или «вообще-то за это нарушение положено лишение прав». Дальнейшее развитие событий во многом зависит от реакции водителя на это «вообще-то». Автоинспектор – всегда тонкий психолог, и если он видит, что водитель не может аргументировано возразить, готов подписать, не глядя, всё, что ему подсунут, а то и вовсе предлагает «решить вопрос как-нибудь полюбовно» - такого нарушителя можно брать голыми руками. Услыхав же, к примеру, в ответ: «Вообще-то я не двигался по встречной полосе, а объезжал стоящее препятствие, а за это полагается не лишение прав, а всего лишь штраф» благоразумный инспектор никогда не пойдет на составление протокола, а ограничится выпиской квитанции и отпустит «шибко грамотного» водителя подобру-поздорову.

Если «пьяные» и «спецсигнальные» статьи КоАП, при грамотном оформлении протокола, неопровержимы и однозначно влекут лишение прав (тут уж ничего не поделаешь, думать надо было в тот момент, когда вы садились за руль), то другие нарушения, как правило, оставляют некоторое поле для маневра. В тех случаях, когда вы действительно нарушили Правила, а статья, по которой вас собираются привлечь к ответственности, предусматривает либо штраф, либо лишение прав, лучше всего проявить искреннее раскаяние и, не вступая в конфликт с автоинспектором, просто попросить его по-человечески войти в ваше положение. Таким образом можно поступить в случаях управления транспортным средством без номерных знаков, превышения скорости, непредоставления преимущества автомобилю оперативных служб со спецсигналами или при нарушении Правил на ж/д переезде. Возможность заменить лишение прав штрафом может рассматриваться и при разборе дела о ДТП, если потерпевшим причинены легкие или средней тяжести телесные повреждения.

Одним из наиболее массовых нарушений, за которое можно лишиться прав, является выезд на встречную полосу. Однако наказываться это нарушение может по-разному. Согласно части 3 статьи 12.15, выезд, связанный с объездом препятствия карается только штрафом, да и то при условии, что водитель имел возможность обогнуть это препятствие с другой стороны, не нарушая Правил. А вот выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути в остальных случаях, согласно части 4 той же статьи, влечет либо штраф, либо лишение прав, в зависимости от степени опасности допущенного нарушения. Так, длительное (на протяжении десятка метров и более) движение навстречу остальным транспортным средствам угрожает лобовым столкновением, которое, как известно, является одним из самых тяжелых видов ДТП. При этом водитель рискует не только собственной, но и чужой жизнью и здоровьем. Естественно, что такое нарушение будет трактоваться по статье 12.15, ч. 4, и лишение прав здесь вполне оправдано.

Что может сделать водитель, оказавшийся в ситуации, когда автоинспектор намерен оформить дело о лишении прав и передать его в суд? Во-первых, попытаться отговорить инспектора от составления протокола. Отговорить, не падая на колени, не размазывая слезы, не угрожая своими связями в высоких инстанциях, не предлагая взяток, а одним-единственным цивилизованным способом: приводя аргументы в свою защиту и ссылаясь на пункты ПДД и статьи КоАПа. В крайнем случае, можно вежливо, не унижая достоинства автоинспектора, предупредить его о том, что вы намерены обжаловать его действия.

Вторая линия обороны

Если ваши доводы не помогли, и сотрудник ДПС все-таки составил на вас протокол, с содержанием которого вы не согласны, то придется занимать вторую линию обороны. В соответствующей графе протокола нужно написать «С протоколом не согласен» и аргументировано изложить свою позицию, ссылаясь на ПДД и КоАП. Это будет грамотнее, чем просто отказаться от подписи протокола, который в таком случае подпишут двое понятых, и он все равно будет иметь законную силу.

Но и это еще не всё. Запишите номер нагрудного знака автоинспектора, сфотографируйте место нарушения таким образом, чтобы сделанные снимки подтверждали вашу правоту, потребуйте (до того как расписались) внести в протокол данные о свидетелях, которые могут выступить в вашу защиту. Даже ближайшие родственники, ехавшие с вами в одной машине, по закону являются свидетелями, и их показания должны быть приняты во внимание при рассмотрении дела (а уж поверить вашей жене и теще, или нет – будет решать судья). Завершив поездку, пишите жалобу на имя вышестоящего начальника (как правило, это командир роты ДПС или начальник отделения ГИБДД), подробно излагайте суть дела, ссылайтесь на свидетелей и на протокол с вашим объяснением. На этом этапе ваши шансы отвоевать собственное водительское удостоверение еще не иссякли, особенно если у автоинспектора нет четких доказательств того, что вы все-таки заслуживаете лишения. Желательно, чтобы жалоба попала в ГИБДД до того, как материалы дела в трехдневный срок будут переданы в суд. В подобных спорных ситуациях разбирательство в суде может оказаться не в интересах автоинспекции, и тогда права вам вернут по результатам рассмотрения вашей жалобы в собственных стенах.

Третья линия обороны

Третья линия обороны – отстаивание ваших интересов в суде. Увы, восстановление справедливости на этом этапе происходит далеко не всегда. И дело вовсе не в том, что «закон у нас что дышло», а судьи играют в одни ворота. Просто для всестороннего рассмотрения дела чаще всего не хватает неопровержимых доказательств - как со стороны ГИБДД, так и со стороны обвиняемого. Скажем, если к материалам дела прилагается диктофонная запись, любой участник процесса может заявить, что записан не его голос, и даже экспертиза не всегда может сделать однозначный вывод, так ли это. То же самое касается и фотографий, и свидетельских показаний. Поэтому обычно мировой судья, рассматривающий дело в течение 10 - 15 минут, рассуждает следующим образом: раз в протоколе нет явных ошибок, раз нарушение оформлено как положено, почему я должен не доверять автоинспекции?

Тем не менее, каждый обвиняемый должен знать, что любые доказательства вины, полученные с применением незаконных методов (угроз, насилия, фальсификации, подлога, обмана и т.д.) должны признаваться судом юридически ничтожными, а неустранимые сомнения в достоверности той или иной информации по закону должны трактоваться в его пользу. Заметим, что сотрудники ГИБДД, как правило, не такие идиоты, чтобы подставляться с незаконными методами, и даже квалифицированному адвокату редко удается добиться оправдания обвиняемого на этом основании.

И, наконец, ваш последний шанс – обжалование решения мирового судьи в вышестоящем районном суде. Жалоба должна быть подана в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Если это не было сделано (или если районный суд оставил поданную жалобу без удовлетворения), то решение о лишении прав вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Нарушения, влекущие административный арест, обычно бывают настолько явными, что спорить с сотрудниками ДПС или судьей практически бесполезно. При этом нарушитель немедленно подвергается административному задержанию, которое в данном случае может длиться до 48 часов. За это время оформляются все необходимые материалы дела, и оно передается в суд и рассматривается в течение суток. Если нарушитель не был оправдан, то задержание плавно перетекает в отбывание ареста, причем время задержания засчитывается в срок отбывания наказания.

Как видите, по аналогии с пожаром, лишение прав и арест легче предотвратить, чем впоследствии бегать с огнетушителем. Поэтому лучший способ избежать неприятностей – не допускать грубых нарушений Правил и не давать повода для серьезного наказания, а уж если вам предъявляют необоснованные обвинения – уметь грамотно защищаться, вооружившись для этого необходимыми теоретическими и юридическими знаниями.

*Под повторным понимается административное правонарушение, совершенное в течение одного года после окончания исполнения предыдущего наказания по той же статье (части статьи) Кодекса об административных правонарушениях.

29.12.2014 01:24
Андрей Финкель

Читайте также в разделе Полезные статьи:

  • Новое в дорожном законодательстве (с 01.07.2015 г.)
    В последнее время в законодательстве о дорожном движении произошло несколько важных изменений, о которых мы хотим сегодня поговорить. Они затронули текст Правил дорожного движения, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Итак, обо всем по порядку.
  • Как общаться с автоинспектором
    Каждому автомобилисту время от времени приходится общаться с сотрудниками Госавтоинспекции. Это общение не всегда бывает приятным. Четко зная свои права и обязанности, а также права и обязанности сотрудников полиции, можно избежать напрасных конфликтов. Этим вопросам и посвящена данная статья.
  • Отстранение водителя от управления и задержание транспортного средства - за что?
    Рассмотрим положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся отстранения водителя от управления и задержания транспортного средства.
  • Как избежать наказания за неправильную парковку
    В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах парковка не первый год является головной болью каждого автомобилиста. В центре и в спальных районах стояночных мест катастрофически не хватает, а ставить машину где-то надо. Бывает, что водитель тратит 20 минут на поездку – и столько же на поиск места, где можно припарковаться.
  • Как самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО
    Стоимость полиса ОСАГО представляет собой базовый страховой тариф, умноженный на несколько коэффициентов, учитывающих особенности использования транспортного средства и степень риска наступления страхового случая. Величины базовых страховых тарифов и коэффициентов устанавливаются и корректируются Банком России.