Найти

Классификация транспортных средств

В настоящее время существует две классификации транспортных средств – одна применяется при приеме квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений, а другая – при проведении регистрации, технического осмотра и допуска транспортных средств к эксплуатации. Приводим выдержки из нормативных документов, касающиеся обеих классификаций.

Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

(приводится в ред. Федерального закона N 92-ФЗ от 07.05.2013 г.)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

Категория «А»: мотоциклы.

Категория «B»:

- автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

- автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Категория «C»:

- автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;

- автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Категория «D»:

- автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Категория «BE»:

- автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки;

- автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

Категория «CE»:

- автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммовв.

Категория «DE»:

- автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

- сочлененные автобусы.

Категория «Tm»: трамваи.

Категория «Tb»: троллейбусы.

Категория «M»: мопеды и легкие квадрициклы.

Подкатегория «A1»:

- мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.

Подкатегория «B1»: трициклы и квадрициклы.

Подкатегория «C1»:

- автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов;

- автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Подкатегория «D1»:

- автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Подкатегория «C1E»:

- автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Подкатегория «D1E»:

- автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Приложение № 1

к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств

Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств

(утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720, приводится в ред. Постановлений Правительства РФ до № 824 от 06.10.2011 г.)

1. Категория «L» - Мототранспортные средства

1.1. Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:

Категория «L1» - Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или

- в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория «L2» - Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:

Категория «L3» - Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория «L4» - Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория «L5» - Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

1.3. Квадрициклы, в том числе:

Категория «L6» - Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см , или

- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

- в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория «L7» - Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

2. Категория «M» - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров

2.1. Автомобили легковые, в том числе:

Категория «M1» - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория «M2» - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория «M3» - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

3. Категория «N» - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория «N1» - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория «N2» - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория «N3» - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

4. Категория «O» - Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, в том числе:

Категория «O1» - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.

Категория «O2» - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория «O3» - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория «O4» - Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн

Примечания:

1. Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относится к категории:

- «M», если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;

- «N», если это условие не выполняется.

Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории «M».

2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается статическая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).

Смотрите также:

29.11.2014 02:00
Андрей Финкель

Читайте так же в разделе Полезные статьи:

  • Новое в дорожном законодательстве (с 01.07.2015 г.)
    В последнее время в законодательстве о дорожном движении произошло несколько важных изменений, о которых мы хотим сегодня поговорить. Они затронули текст Правил дорожного движения, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Итак, обо всем по порядку.
  • Как общаться с автоинспектором
    Каждому автомобилисту время от времени приходится общаться с сотрудниками Госавтоинспекции. Это общение не всегда бывает приятным. Четко зная свои права и обязанности, а также права и обязанности сотрудников полиции, можно избежать напрасных конфликтов. Этим вопросам и посвящена данная статья.
  • Что делать, если грозит лишение прав или арест
    Если вы полагаете, что ниже пойдет речь об уловках и ухищрениях, при помощи которых можно уйти от ответственности за реально совершенные грубые нарушения Правил, то не советуем тратить время на чтение этой статьи. Мы будем рассматривать эти вопросы строго с юридической точки зрения.
  • Отстранение водителя от управления и задержание транспортного средства - за что?
    Рассмотрим положения Кодекса об административных правонарушениях, касающиеся отстранения водителя от управления и задержания транспортного средства.
  • Как избежать наказания за неправильную парковку
    В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах парковка не первый год является головной болью каждого автомобилиста. В центре и в спальных районах стояночных мест катастрофически не хватает, а ставить машину где-то надо. Бывает, что водитель тратит 20 минут на поездку – и столько же на поиск места, где можно припарковаться.
;