Найти

Бензин будет еще дороже

  Бензин будет еще дороже

RSS

Цены на автомобильный бензин продолжают расти, причем, вопреки обещаниям некоторых экспертов, процесс этот не замедляется, а наоборот - набирает обороты. По данным Госкомстата России, за июнь в целом по России бензин для конечных потребителей стал дороже на 12,3%. За это же время цены производителей выросли на 23,7%. Для сравнения: даже в мае этого года цены на топливо росли не такими темпами, как сейчас. Тогда они выросли лишь на 10,7%. По данным на 15 июля, литр наиболее популярной марки АИ-92 стоит 9,63 рубля, АИ-95 - 10,72 руб. Эти марки подорожали больше других: на 14,1% и 10,8% против, соответственно, 10,5% и 6,3% в мае.

Повышение потребительских цен на бензин был отмечено в 86 регионах России. Больше всего не повезло автолюбителям в Санкт-Петербурге, там стоимость литра горючего увеличилась больше всех остальных регионов - на 22,6%. В то время как в Москве цены на бензин в июне повысились только на 12,9%. Как видно из сообщений Госкомстата, несмотря на заверения нефтяников, что рост цен обусловлен сезонными колебаниями и не должен превысить "разумных" пределов, не совсем состоятельны. Подтверждением тому могут служить проверки антимонопольного комитета в Нижнем Новгороде, который обвинил владельцев бензоколонок в картельном сговоре. Как мы сообщали в предыдущих материалах, объектом рассмотрения стало нижегородское отделение компании ЛУКОЙЛ. Дело в том, что Нижегородскую область и Владимирскую область обеспечивает нефтепродуктами ЛУКОЙЛ с Нижегородского НПЗ. При этом, не смотря на то, что стоимость транспортировки топлива с НПЗ во Владимирскую область должна быть выше, цены на горючее там на 10-15% ниже, чем в Нижнем. Самым логичным объяснением этого феномена может стать предположение, что рынок Нижнего Новгорода может "переварить" такие цены, так как там общий уровень цен гораздо выше, чем в соседних областях и приближается к московским. Правда, в реальные судебные разбирательства эти подозрения так и не перешли.

Что касается положения дел в Москве, то московская топливная ассоциация, совместно с владельцами бензоколонок, продолжают отрицать все обвинения в картельном сговоре. Как сообщил нам представитель московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, ценообразование происходит в условиях конкурентной борьбы. Сейчас в московском регионе насчитывается около 700 колонок. Договориться их хозяевам между собой очень сложно. Даже если договорятся некоторые из них, то поднять цены они не смогут, так как потребители просто перестанут у них заправляться.

Эти слова звучат очень убедительно, но цены от этого не прекращают своего роста. Возможно, что нефтяники лукавят, когда говорят, что они между собой не договаривались. Да, в московском регионе много заправок, но если посмотреть на то, кому они принадлежат, то получается, что большинство из них принадлежат довольно крупным монополистам. Таких в Москве и области около пяти. Все остальные - достаточно небольшие, и их доля на рынке не велика. Что теперь получается? А получается, что достаточно договориться всего четырем - пяти владельцам сетей бензоколонок. Тогда если они повысят свои отпускные цены на бензин, то оставшиеся мелкие продавцы тоже могут смело менять ценники (естественно в сторону увеличения). Не будет же автолюбитель ехать за несколько десятков километров, чтобы заправиться подешевле и сэкономить пару-тройку десятков рублей - бензина больше истратит. А более мелкие участники рынка тоже не хотят упускать свою выгоду, и повышают цены вслед за крупными держателями колонок.

При этом достаточно трудно уличить бензиновых королей в сговоре. Так как, на первый взгляд, все происходит само собой. Зачем же это нужно продавцам горючего. Возможно, что таким образом они хотят возместить потери, которые произошли в связи с введением квот на продажу нефти на мировом рынке, которые ввела ОПЕК. Видимо, компании решили, что это отразится на годовых отчетах и решили таким образом хоть как-то переломить ситуацию.

Прогнозы по поводу дальнейшего роста цен на автомобильное топливо не несут ничего хорошего для автомобилистов. Вполне возможно, что цены благополучно продолжат свой рост. Он может прекратиться, только с окончанием дачного сезона и уборочных работ на полях, когда спрос на бензин упадет. Но цены не упадут до прежнего уровня - это точно.

Расчетливым водителям можно посоветовать только ездить более экономично, а если вы уж собрались менять машину, то стоит обратить внимание, при выборе конкретного автомобиля, на графу "расход топлива". Ведь в списке затрат на эксплуатацию современных иномарок на первом месте стоит именно топливо.

Да и сами покупатели машин стали более разумными. Если взять итоги продаж за первое полугодие, то получается, что покупатели все больше отдают предпочтение небольшим и легким автомобилям. Продажи автомобилей В и С класса выросли, примерно в 2,5 - 3 раза. В числе лидеров стоят автомобили гольф-класса, увеличение продаж которых отмечают представители всех марок. В то время, как динамика продаж больших автомобилей гораздо спокойнее, а зачастую их продают гораздо меньше, чем в прошлом году. Примером может послужить легендарный 600-й Мерседес, продажи которого упали на 8 %.

Получается, что больше автолюбителей стало считать деньги, в том числе и те, которые вылетают в выхлопную трубу автомобиля.

24.07.2002 11:54
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;