Найти

Штампованные, литые и кованые диски. Что лучше? И как подобрать?

  Штампованные, литые и кованые диски. Что лучше? И как подобрать?

RSS

Дважды в год, весной и осенью, перед каждым автолюбителем, за исключением тех, кто уже обновил колеса, встает вопрос какие диски и шины приобрести на зиму или на лето. И если зимняя резина используется в год в течение всего лишь одного сезона, а потому служит своему хозяину верой и правдой несколько лет, то летняя и всесезонная изнашивается гораздо быстрее. А уж о дисках и говорить не стоит. Они трудятся и зимой и летом, а потому требуют регулярного ухода и замены. На сегодняшний день на рынке дисков, впрочем, как и шин, представлен довольно широкий ассортимент товаров разного уровня, качества и цены, в котором можно запросто запутаться. Внесем ясность, разделив все колесные диски на три категории по материалу и способу изготовления: штампованные, литые и кованые.

Штампованные диски являются самым простым и дешевым видом колес. Их изготавливают из довольно дешевого конструкционного материала - стали. Обод и диск колеса по отдельности выштамповываются из стального листа, а затем свариваются. Сталь довольно плохо противостоит коррозии, поэтому штампованные стальные диски обычно покрывают грунтовкой, эмалью и лаком. При эксплуатации защитный лакокрасочный слой диска может повреждаться или стираться, способствуя тем самым коррозии колеса.

Основными преимуществами штампованных дисков является их низкая цена и неплохая пластичность, позволяющая им гнуться, а не лопаться при попадании в ямы или на бордюры. Последнее обстоятельство крайне важно с точки зрения безопасности и возможности последующего восстановления поврежденного диска. Основными недостатками можно назвать довольно высокую массу штампованных дисков, не высокую точность геометрических параметров при изготовлении, а также слабую коррозионную стойкость и скудное разнообразие в дизайне.

Литые диски, или как их еще называют - легкосплавные, изготавливаются литьем из алюминиевых и магниевых сплавов. Данный способ позволяет придавать заготовке любые формы и, поэтому литые диски обладают, пожалуй, самым широким спектром различных стилей, форм и дизайнов, начиная от лакированных цельнолитых и заканчивая полностью или частично хромированными разборными конструкциями, состоящими, как правило, из двух-трех частей. Основными преимуществами литых дисков является их более высокая прочность (в 1,5 раза прочнее стальных) и геометрическая точность (допуски на радиальное и осевое биение обода 0,1- 0,15 мм), а также их малый вес (на 15-20% легче стальных). Диски из алюминиевых сплавов обладают высокой стойкостью к коррозии, даже при повреждении лакокрасочного покрытия, а также хорошими демпфирующими свойствами. Магниевые диски превосходят алюминиевые по всем параметрам кроме коррозионной стойкости и прочности. Сохранности защитного покрытия магниевых дисков следует уделить особое внимание. Например, при шиномонтаже рекомендуется использовать балансировочные грузики, крепящиеся с помощью клея, а не скоб, царапающих поверхность обода. Основные недостатки литых дисков - это высокая цена и хрупкость, так как при повреждении на ямах и бордюрах они не гнутся, а лопаются по причине кристаллической структуры материала.

Кованые диски, пожалуй, одни из самых лучших вариантов для автомобиля по целому ряду параметров. Не даром их устанавливают на спортивные и гоночные машины. Для понимания уточним, что ковка - это объемная штамповка. При производстве кованых дисков заготовку сначала поэтапно деформируют, а потом механически обрабатывают на токарных станках. Конечное изделие получается практически идеально сбалансированным и имеет наивысшую геометрическую точность. Так как на этапе обработки много лишнего металла удаляется, кованые диски получаются даже более легкими, чем литые в среднем на 15-20%. А по сравнению со штампованными, они легче почти вдвое. На этом преимущества штампованных колес не заканчиваются. Они в 2,5 раза прочнее стальных колес, а их пластические свойства вдвое выше требуемых ГОСТом. Поэтому при повреждении диск не колется, а сминается, не образуя трещин. Кованые алюминиевые диски при этом еще и отлично противостоят коррозии, а вот лакокрасочное покрытие магниевых колес надо беречь. Зато благодаря тому, что плотность магния в 4,5 раза меньше, чем у стали, и в 1,5 раза - чем у алюминия, магниевые колеса на 35% легче кованых алюминиевых. Основными преимуществами кованых дисков можно назвать малый вес, высокую прочность и точность изготовления, а также хорошую пластичность и сбалансированность. Основным недостатком таких колес является высокая цена, так как кованые диски дороже литых.

Чтобы колеса без проблем подошли автомобилю их нужно выбирать, учитывая не только материал и способ их изготовления, а также дизайн и цвет, но и ряд важных величин (посадочных размеров), указываемых в их маркировке.

Как правило, диски обозначаются по формуле AxB PCD ET Dia (4х13 4х100 ЕТ46 54, 5Jх14 6х112 ЕТ-10 108.2 и т.д.).

А - посадочная ширина обода диска в дюймах (6J: 4,5: 4 и т.д.). Это расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины.

B - посадочный диаметр в дюймах (13, 14, 15 и т.д.). Это диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина.

PCD - количество крепежных отверстий и диаметр окружности центров крепёжных отверстий в миллиметрах (3х98, 4х100, 6х112 и т.д.). PCD должен строго соответствовать штатному, иначе не получится надежно зафиксировать колесо на ступице. Отклонение даже на 2 мм приведет к перекосу элементов крепления и биению колеса во время езды.

ЕТ - вылет в миллиметрах (ЕТ46, ЕТ50.8, ЕТ-15 и т.д.). Это расстояние от центральной оси симметрии диска до плоскости его прикосновения к ступице.

Dia - диаметр центрального отверстия в миллиметрах (58,1, 111, 35). Он должен с минимальным зазором соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Допускается отклонение его величины в большую сторону. В этом случае для установки колеса используется переходные центровочные кольца.

Помимо этого следует также знать, что вылет бывает как положительным так и отрицательным, если колесо соприкасается левее оси симметрии. Для любителей ставить выпирающие за габариты кузова колеса (с маленьким или отрицательным вылетом) также следует знать, что вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем, а поэтому соблюдение этого параметра при подборе колеса является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. Уменьшение вылета делает колею колес шире и хотя это немного повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.

Зачастую магазины, торгующие шинами и дисками, имеют свои собственные базы и каталоги, в которых к различным маркам и моделям автомобилей "привязаны" соответствующие им колеса. Это значительно упрощает поиск и выбор дисков, однако данные в таких каталогах продавцов могут быть неточными. В этом случае, а также при отсутствии в магазине такой базы, владение данным объемом информации будет весьма уместно, чтобы без посторонней помощи безошибочно выбрать нужные диски.

21.10.2005 18:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе Автобизнес:

;