Найти

Что происходит с российским автомобильным рынком?

Что происходит с российским автомобильным рынком?, фото 1

В России падают продажи автомобилей. Чего нам стоит ждать в наступившем 2016 году?

Ушедший 2015 год, как и ожидалось, обернулся для российского автомобильного рынка еще большим падением. По итогам 12 месяцев продажи новых легковых автомобилей по сравнению с 2014 годом упали на 35,7% и составили чуть более 1,6 млн транспортных средств. Если смотреть глобальнее, то это почти в два раза меньше показателя 2012 года, когда продажи составили рекордные 2,9 млн единиц техники.

Но, как говорят эксперты, если бы не поддержка правительства страны в виде льготных автокредитов и дополнительных скидок по утилизации и trade-in, результаты могли быть еще хуже. Государственные субсидии фактически спасли российский автопром, и правительство уже утвердило передачу 20 млрд рублей на поддержку отрасли в первом полугодии 2016 года.

К тому же, будет выделено еще 5 млрд рублей на компенсацию расходов по перевозке машин до границ с другими государствами. Российские заводы давно просили о подобной поддержке, так как именно дорогая логистика не позволяла компаниям расширить экспорт машин. Положительно о новой инициативе уже высказались в Hyundai (завод в Санкт-Петербурге) и Volkswagen (предприятие в Калуге), так как обратная ситуация привела бы к еще большим потерям и увольнениям сотрудников с заводов.

А вот с ввозом иномарок в нашу страну всё ровно наоборот. По информации агентства «Автостат», за 11 месяцев 2015 года импорт автомобилей по сравнению с 2014 годом сократился на 51,6% и составил всего 315,2 тыс. новых легковых транспортных средств. С такими темпами встретить в России через пару лет машину зарубежного производства будет достаточно сложно, зато по другим странам все чаще будут ездить «наши» Volkswagen и Hyundai с KIA.

Вернемся к российским продажам. По данным Ассоциации европейского бизнеса (именно эта организация ведет учет продаж), декабрь стал лучшим месяцем 2015 года – за этот период было реализовано почти 147 тыс. транспортных средств. Что касается самых востребованных марок, то и в декабре, и по итогам года лидером продаж стал АвтоВАЗ. В годовой ТОП-10 также вошли KIA, Hyundai, Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, ГАЗ и УАЗ. Из этих компаний максимальное снижение продаж зафиксировано у Nissan (-44%), а минимальное – у УАЗа (-2%).

При этом премиальные Mercedes-Benz, Audi, BMW, Infiniti потеряли меньше, чем часть компаний из первой десятки, а Lexus и Porsche даже смогли выйти в «плюс». Еще один интересный факт: возрожденная марка Datsun показала прирост в рекордные 178%, но это связано с тем, что на рынок компания вышла лишь в сентябре 2014 года. Аутсайдерами года, потерявшими более 60%, стали Chevrolet, Opel, Suzuki, Subaru, Peugeot, Citroen, Honda, SsangYong, Jeep, Chrysler, Great Wall и некоторые другие китайские марки. Дела у этих марок идут плохо, и часть из них уже покинула Россию. Часть из этих марок уже покинула Россию, а остальные пытаются хоть как-то оптимизироваться. Например, представительство Honda передало полномочия по ввозу иномарок дилерам, а SsangYong заморозил поставку машинокомплектов на завод «Соллерс» во Владивостоке.

Что же ждет рынок в наступившем году? По подсчетам того же АЕБ, продажи сократятся еще на 5%. Эксперты из автомобильного бизнеса уверены, что цифра довольно оптимистична, и в реальности падение будет серьёзнее. Что касается самих автопроизводителей, то они будут рады, если им удастся привлечь в новом году столько же клиентов, сколько и в 2015-м. Компании верят в постепенное восстановление российского рынка, поэтому готовы терпеть убытки, сдерживать цены и выводить новые модели. В основном, такую политику себе могут позволить те производители, у которых есть сборочные площадки в России. Хотя, даже Renault с его собственным заводом в Москве перестал ввозить в страну седан Fluence и кроссовер Koleos, которые теперь продаются лишь по предзаказу. Подобная схема действует с Volkswagen Passat CC и Beetle, а также Mazda3 и большинством моделей Citroen и Peugeot.

Несмотря на большое население и обширные территории, автомобилей в нашей всё ещё гораздо меньше, чем в других странах. И если бы не резко упавшая покупательская способность граждан, количество машин продолжало бы расти. Поэтому автопроизводители ждут. Ждут лучших времен, ведь транспортные средства нам по-прежнему нужны.

22.01.2016 16:44
Артур Арутюнян

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;