Найти

Как вы там без нас?

Лето – время отпусков. В будни это видно по относительно свободным московским автодорогам, а в пятницу и выходные дни – по перегруженным трассам на выезде из столицы. В это время года отдыхают и российские автомобильные заводы: ежегодно они уходят в плановые летние каникулы, во время которых проводятся профилактические и ремонтные работы всего оборудования. Но в этом году что-то пошло не так: предприятия либо отдыхают слишком долго, либо отказываются от выпуска некоторых моделей, либо вовсе сворачивают производство. Да и вообще стоит разобраться, какие именно автомобили сейчас собираются в нашей стране, так как планы у производителей могут меняться чуть ли не ежемесячно.

Итак, уже все слышали про вывод из России марки Opel и бюджетных моделей Chevrolet. Не следившим за ситуацией напомню, что собственный завод General Motors в Санкт-Петербурге остановил свою деятельность с 1 июля. К слову, открыт он был в 2008 году, и в последнее время собирал автомобили Opel Astra, Chevrolet Cruze и TrailBlazer, а также Cadillac Escalade, ATS, CTS и SRX. В этом году планировали приступить к производству Chevrolet Tahoe, но в итоге внедорожник переехал на белорусское предприятие «Юнисон» вместе с «Эскалейдом». При этом пока ещё продолжается сборка Chevrolet Aveo на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, но и она прекратится уже этим летом. Освободившиеся мощности займут другие компании. Сейчас уже ведутся переговоры с двумя партнерами.

Как вы там без нас?, фото 2Как вы там без нас?, фото 3Как вы там без нас?, фото 1

Также на «Горьковском автомобильном заводе» по контракту собираются автомобили концерна Volkswagen Group, и в марте-апреле предприятие работало всего четыре дня в неделю. А уже летом, 1 июля 2015 года, немецкие конвейеры полностью остановились. Работу возобновили лишь 13 числа, и, как пояснили на предприятии, простой был вызван «общеэкономической ситуацией на авторынке». Пока писалась статья стало известно, что сборка будет приостановлена еще раз: с 3 по 31 августа. «Группа ГАЗ» сотрудничает с Volkswagen с 2012 года, и сейчас производит модели Skoda Yeti, Octavia и Volkswagen Jetta. В прошлом году партнеры собрали 60 тыс. автомобилей, в общем завод может производить до 132 тыс. техники.

Как вы там без нас?, фото 6Как вы там без нас?, фото 5Как вы там без нас?, фото 4

Еще у Volkswagen Group есть собственное предприятие в Калуге. С конца марта этот завод тоже перешел на четырехдневку, а в мае не работал до 18 числа. Тогда эти дни (кроме праздничных) трактовались как простой, а с 27 июля предприятие официально ушло в корпоративный отпуск аж до 21 августа. Пресс-служба производителя отмечает, что прошлым летом каникулы длились столько же, и обещает, что после отпуска завод снова начнет работать пять дней в неделю. Производство автомобилей здесь началось в ноябре 2007 года, сейчас здесь методом полного цикла собирают бюджетные Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также кроссовер VW Tiguan. Здесь же крупноузловым способом изготавливают VW Touareg, Audi A6 и A8. В год предприятие может производить до 225 тыс. автомобилей.

Как вы там без нас?, фото 8Как вы там без нас?, фото 9Как вы там без нас?, фото 7

Недалеко от немецкого завода стоит фабрика «ПСМА Рус» – совместное предприятие Peugeot, Citroen и Mitsubishi – начавшее свою работу в апреле 2010 года. В последнее время здесь тоже не всё гладко: сборку Peugeot 408 и Citroen C4 остановили 27 апреля и должны были возобновить 13 июля, но простой продлили до 2 августа. По факту же выпуск автомобилей начнется только 17 августа, так как с 3 числа предприятие уходит в официальный отпуск. На конвейерах Mitsubishi (собирают Outlander и Pajero Sport) простой был меньше: с 27 апреля по 12 мая, но в августе японцы будут отдыхать вместе с французами. Несмотря на резко упавший спрос за последние полгода (Peugeot -77%, Citroen -74%, Mitsubishi -50%), предприятие продолжает свою деятельность и готово наращивать мощности, как только «на рынке станут заметны признаки восстановления». До 2017 года намечено расширение модельного ряда, а также повышение уровня локализации до 50%, который сегодня достигает 35%.

Как вы там без нас?, фото 11Как вы там без нас?, фото 12Как вы там без нас?, фото 10

Переместимся в Санкт-Петербург и его области. Здесь на предприятии «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» собираются лидеры среди иномарок: Hyundai Solaris и KIA Rio. За полгода продажи этих моделей упали всего на 3,4% и 9,5% соответственно, поэтому в отпуск завод ушёл как положено, всего на две недели: с 20 июля по 2 августа. И всё. Внеплановых остановок не будет, работают сотрудники по максимуму: пять дней в неделю, в три смены. Сейчас в день собирается около 930 автомобилей, с момента старта массового производства в 2011 году с конвейера сошло более 940 тыс. транспортных средств. В следующем году к седанам присоединится как минимум одна новая модель – компактный кроссовер Hyundai Creta.

Как вы там без нас?, фото 14Как вы там без нас?, фото 13Как вы там без нас?, фото 15

Что у нас ещё есть под Питером? Завод Toyota в Шушарах, открывшийся в 2007 году и выпускающий седан Camry. В ежегодный коллективный отпуск предприятие уйдет с 3 по 16 августа, про внеплановые остановки конвейеров речи не идет. Да и зачем? Статистика АЕБ говорит, что за январь-июнь 2015 года было продано всего на 907 Camry меньше, чем за первое полугодие прошлого года. Для сравнения, у новой Skoda Octavia этот показатель оказался ниже на 8 417 единиц. В следующем году Toyota планирует прописать в Петербурге еще одну модель – кроссовер RAV4. Сейчас его везут к нам из Японии, и на данный момент вседорожник является самым импортируемым легковым автомобилем в Россию. После старта производства новинки мощность предприятия вырастет вдвое – до 100 000 единиц в год.

Как вы там без нас?, фото 37Как вы там без нас?, фото 38Как вы там без нас?, фото 39

В северной столице также расположилось предприятие Nissan, выпускающее модели Teana, X-Trail, Murano и Pathfinder. Ранее сообщалось, что в этом году к ним прибавится кроссовер Qashqai, который сейчас поставляют в Россию из Великобритании. Вторую половину марта завод не работал «с целью минимизации издержек», а официальные летние каникулы продлятся на одну неделю больше, чем в предыдущие годы: конвейеры остановили 13 июля, снова собирать машины начнут 3 августа.

Как вы там без нас?, фото 16Как вы там без нас?, фото 18Как вы там без нас?, фото 17

Французский партнер «Ниссана» – Renault – на собственном заводе в Москве производит первый Logan, Fluence, новый Duster, а также Nissan Terrano. В отпуск предприятие собирается уйти в начале августа на две недели, но, возможно, планы поменяются.

Как вы там без нас?, фото 20Как вы там без нас?, фото 19Как вы там без нас?, фото 21

Вернемся в Ленинградскую область. Во Всеволожске с 2002 года свои автомобили выпускает Ford. Здесь находится совместное предприятие американского концерна и российской компании «Соллерс», на котором налажена сборка седана Mondeo и целого семейства Focus. С июня 2014 года в связи с «серьезными изменениями экономической ситуации в России» завод перешёл на односменный режим работы, в марте этого года часть рабочих вышла на забастовку. В отпуске предприятие с 20 июля, с 10 августа конвейеры продолжат работать в одну смену и всего четыре дня в неделю.

Как вы там без нас?, фото 22Как вы там без нас?, фото 23Как вы там без нас?, фото 24

Еще два завода Ford Sollers находятся в Елабуге и Набережных Челнах. Первый открыли в 2012 году, а с апреля 2015 года по технологии полного цикла здесь собирают новый Ford Transit. Челнинское предприятие, ранее выпускавшее автомобили «Ока», недавно приступило к производству хетчбэка и седана Fiesta. На обоих заводах ситуация лучше, чем во Всеволожске: в коллективные отпуска они уйдут с 3 по 14 августа, после чего вернутся к обычному графику работы – пять дней в неделю в две смены.

Как вы там без нас?, фото 27Как вы там без нас?, фото 25Как вы там без нас?, фото 26

В Карачаево-Черкесии есть предприятие Derways, которое остановит свои конвейеры с 1 по 17 августа. Заморозка производства плановая, и сбоев поставки продукции не будет. Годовая мощность завода – до 50 тыс. машин, собирают здесь китайские Brilliance, Hawtai, JAC, Geely, Lifan и Chery. В течение всего 2015 года Derways ни разу не объявлял о простоях или увольнениях, но в начале июля ключевые партнеры предприятия – Lifan и Geely – сообщили о сокращении производства. Продажи китайцев падают, к тому же Lifan в этом месяце приступил к строительству завода в Липецке, а Geely к 2017 году планирует запустить собственное предприятие в Беларуси.

Как вы там без нас?, фото 30Как вы там без нас?, фото 29Как вы там без нас?, фото 28

Ну вот и добрались до самых родных и любимых. Сотрудники АвтоВАЗа, как и год назад, ушли в отпуск на три недели: с 27 июля по 16 августа. Сейчас у компании есть заводы в Тольятти и Ижевске, а также одно совместное предприятие с General Motors, где собирают Chevrolet Niva. Несмотря на то, что это плановые каникулы, конвейеры всё равно нужно было останавливать, так как склады полностью затоварены. Помимо «Лад» в Тольятти собирают Nissan Almera, Renault Sandero и новый Logan, а также две модели Datsun. На «ИжАвто» производят Lada Granta, Nissan Sentra и Tiida, позже модельный ряд будет расширен. За первое полугодие 2015 года на предприятиях АвтоВАЗа было выпущено 234 тыс. автомобилей российской марки и их зарубежных партнеров. За июль-декабрь 2015 года планировалось собрать еще 288 тыс. экземпляров, но в итоге планку понизили до 250 тыс. единиц. На линиях сборки Lada Kalina, Granta и Datsun на данный момент отменены субботние смены, так как в дополнительных объёмах производства нет необходимости.

Как вы там без нас?, фото 31Как вы там без нас?, фото 32Как вы там без нас?, фото 33

На «Ульяновском автомобильном заводе» каникулы продлятся с 24 июля по 9 августа. Отпуск плановый и на выполнение заказов также не повлияет. За первое полугодие 2015 года количество продаж у «УАЗа» сократилось всего на 1,8%, поэтому годовой план производства ровно такой же, как и в 2014-м – почти 50 тыс. авто. Сейчас контрольный пакет акций предприятия принадлежит «Соллерсу», завод выпускает модели Patriot и Hunter, а также «Буханки» и «Головастики» в разных модификациях.

Как вы там без нас?, фото 36Как вы там без нас?, фото 35Как вы там без нас?, фото 34

Российский кризис влияет не только на работу существующих предприятий, но и на строительство новых. К примеру, BMW «в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке» на год отложил строительство собственного завода на территории кластера «Автотора» в Калининграде. Собирать автомобили здесь планировали по технологии полного цикла, а пока «Автотор» изготавливает баварцев методом крупноузловой сборки. Это модели 3-, 5-, 7-Series, а также кроссоверы X1, X3, X5 и X6. В прошлом году в Калининграде произвели 24 843 машин BMW. План на этот год чуть ниже – 15-20 тысяч.

В Mercedes тоже собирались обзавестись российской площадкой для сборки легковушек, но в июне стало известно, что из-за санкций проект заморожен на неопределенный срок. Завод мог бы появиться в Татарстане, Ленинградской, Московской или Владимирской областях, и стал бы выпускать как компактные модели, так и большие вседорожники. На данный момент на заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде собирают коммерческие Mercedes-Benz Sprinter. Кроме того, вместе с «КамАЗом» в Набережных Челнах производятся крупнотоннажные грузовики.

Volvo, наоборот, всерьез начало рассматривать вопрос о строительстве собственного предприятия, но готовых решений пока нет. Наиболее вероятно, что партнером шведов станет «Группа ГАЗ» или «Автотор», у которых появились свободные мощности после ухода General Motors.

Так какой же вывод можно сделать из вышеперечисленного? Да всё тот же: кризис заставляет менять планы абсолютно всех автопроизводителей. При этом некоторым удается выбрать правильную политику и как можно меньше зависеть от снижения продаж. В целом, с каждым годом в Россию поставляется всё меньше и меньше импортных моделей. По данным агентства «Автостат», за январь-июнь количество ввозимых автомобилей сократилось на 54,3%. С такими темпами через несколько лет увидеть на российских дорогах машину зарубежного производства будет очень сложно.

30.07.2015 15:44
Артур Арутюнян

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;