Найти

Крайнее китайское обещание

Крайнее  китайское обещание, фото 6

– Давайте я расскажу вам о том, что такое 300 миллионов долларов, – глава особой экономической зоны «Липецк» Иван Кошелев явно рад возможности выступить перед журналистами. Эту возможность ему предоставил китайский инвестор Lifan, заложивший тут же завод по производству автомобилей. Кошелев продолжает: «300 миллионов – это два годовых бюджета города Липецк, в котором, к слову, проживает полмиллиона человек!».

Липецк, если судить о городе по его центру, не кажется бедным, депрессивным. Напротив, названного Кошелевым бюджета хватает и на фонтаны, и на новый асфальт, и на чистые мостовые да подстриженные газоны. Местами город и вовсе хочет казаться курортным, как бы намекая – местная минеральная вода не хуже кавказской. Идя по улице, начинаешь задумываться, что еще немного и в России центральные улицы провинциальных городов ни в чем не будут уступать западноевропейским. Правда, эти мысли улетучиваются, как только вы упираетесь в бюст Сталину, установленный напротив местного офиса КПРФ…

На противоположном берегу реки Воронеж трубами, цехами да башнями возвышается махина металлургического завода. Выглядит он угрожающе, но местных рыбаков такое соседство, похоже, ни капли не смущает. Вот и жители Липецка уверяют – с экологией на комбинате все в порядке. Отъехав от города и завода, вы попадаете в ту самую свободную экономическую зону. Поля чернозема, раскинувшиеся между автомобильными дорогами и железнодорожными ветками – так выглядела зона еще лет 10 назад. Сейчас территория встречает флагами разных стран, вымощенными плиткой дорожками и молоденькими березками вдоль тротуаров. По сторонам возвышаются новенькие короба современных производств. На фоне гигантского металлургического комбината эти заводы смотрятся как современные коттеджи у подножья советских панельных новостройках: дорого, изящно, но как-то несолидно.

Но в Липецке зоной гордятся. Здесь разместились высокотехнологичные производства, создающие рабочие места для квалифицированных специалистов. Делают многое, от изоляции для электрических проводов до птичьих клеток, используемых на птицефабриках. Сотрудники особой экономической зоны поражают невиданным для столицы энтузиазмом. Тот же Кошелев утверждает – мол, я и мои подчиненные работаем не только ради зарплаты. И, словно подтверждая эти слова личным примером, дольше и старательнее всех сам махает лопатой, закапывая первый символический камень в фундамент завода Lifan.

Крайнее  китайское обещание, фото 2Крайнее  китайское обещание, фото 5Крайнее  китайское обещание, фото 1

Китайцы, впрочем, тоже настроены по-деловому. Генеральный директор российского подразделения Lifan Сунь Цзэцзюнь не стесняется выступать в роли переводчика, помогая своим боссам из Поднебесной общаться с прессой. Это на самом деле выглядит очень необычно: ни один глава российского представительства японского, европейского или американского автоконцерна никогда не станет сам переводить чужую речь – несолидно же!

Но для китайцев, видимо, важнее дело, а не имидж: господин Цзэцзюнь с такой уверенностью обещает построить завод вовремя, что, кажется, ради дела он не только переводчиком поработает, но и лично к конвейеру встанет!

Мощность заявленного производства – 60 тысяч машин при двухсменном режиме работы. Иными словами, если экономическая ситуация в России останется неблагоприятной, одна смена будет выпускать 30 тысяч машин в год. Для сравнения, за первое полугодие 2015 года Lifan продал у нас 4,6 тысяч машин – более чем в два раза меньше показателей 2014 года. Так значит – завод будет простаивать? Китайцы уверены, что нет. Во-первых, они в российский рынок верят. А во-вторых, Lifan всерьез говорит о том, что часть машин российской сборки будет направлена на экспорт.

Вообще китайская делегация ярко контрастирует с менеджерами из автоиндустрии других стран не только простым, пролетарским подходом к делу, но и возрастом: старшему на вид не больше 50 лет. Глядя на этих людей в простых серых деловых костюмах ничуть не удивляешься их устремленному в будущее взгляду: 60 тысяч машин, говорят менеджеры «Лифана» - это только верхушка наших планов. Погодите немного и мы построим тут же завод по производству двигателей и более того – конструкторский и испытательный центры для разработки новых моделей специально для местных, российских условий.

Тут важно понимать, что вообще такое – компания Lifan. Если говорить об автомобильном производстве, то данная марка выпускает менее 300 тысяч машин в год – это втрое меньше, чем делал АвтоВАЗ в свои лучшие годы. Однако у китайцев есть оправдание: автомобилями они занялись лишь в XXI веке. А до тех пор Lifan выпускал в первую очередь мотоциклы и двигатели для мототехники. И на этом поприще достиг значительных успехов. Купленный вами китайский или российский мотокультиватор, газонокосилка или лодочный мотор с большой долей вероятности будет скрывать «под капотом» двигатель Lifan. Да что там говорить: все современные мотоциклы и мопеды российской марки ЗИД (помните ковровские мотоциклы «Восход» и мопеды «Пилот»?) оснащаются моторами Lifan. Получается, что новый завод в Липецке нужен китайцам не только для успеха на российском рынке, но еще и потому, что собственных мощностей в Китае компании уже не хватает.

Крайнее  китайское обещание, фото 4Крайнее  китайское обещание, фото 7Крайнее  китайское обещание, фото 8

В завершение церемонии выступали российские чиновники разной степени заслуг и рангов. Их слова, в общем, были ожидаемы: постройка такого завода – это плюс как для Липецкой области, так и для потребителей со всей страны: много машин дешевых и разных – это всегда хорошо. Мне же захотелось взглянуть в несколько более отдаленное будущее. Китайские автопроизводители сейчас – это молодые компании, которым в будущем, несомненно, предстоит встать в один ряд с мировыми автогигантами из Европы, США, Японии и Кореи. Для этого китайцам придется построить еще не один завод по всему миру. В том числе – новые предприятия, рассчитанные на платежеспособных европейских потребителей. Эти заводы могут быть возведены в Чехии, Польше, Литве, Белоруссии, Украине или… в России. И если заложенный сейчас проект Lifan будет успешным, шансы нашей страны на будущие китайские инвестиции взрастут многократно.

Личный опыт:

Первый официальный дилер Lifan открылся в России в 2012 году, однако машины этой марки продавались у нас и раньше — через независимых дистрибьюторов. В Липецке мы встретились с Александром, который в 2013 году купил новый седан Lifan Solano, чтобы узнать — что он думает о своем автомобиле. Александру 51 год, за его плечами многолетний опыт владения и вождения как отечественных автомобилей, так и подержанных машин иностранного производства. При выборе последнего автомобиля он был ограничен тремя факторами: хотелось, чтобы автомобиль был обязательно новым, иномаркой и не дороже 450 тысяч докризисных рублей. Александр долго присматривался к Chevrolet Aveo, но в итоге выбрал именно Solando.

Наш собеседник водит Solano с 1,6-литровым 106-сильным мотором и пятиступенчатой механикой в старшей комплектации. Надо понимать, что для Липецкой области 450 тысяч рублей — это серьезные деньги, которые жалко отдавать за голый автомобиль. Lifan в плане опций действительно неплох: литые диски, кожаный салон, электростеклоподъемники всех дверей, автоматическое запирание дверей во время движения, подогрев переднего сиденья, кондиционер, задний парктроник, аудиосистема с управлением на руле. Александр говорит, что за два года владения ни одной серьезной поломки у него не возникло, однако машина обладает рядом врожденных недостатков: металл кузова мягковат, краска быстро обдирается, двери без привычки не всегда закрываются с первого раза, а 106-сильный двигатель слабоват для 4,55-метрового 1225-килограммового седана. Но в целом хозяин автомобилем доволен и говорит, что купил бы Solano снова – но теперь уже рестайлинговый. На данный момент, напомним, обе версии продаются одновременно как Solano и Solano New.

Крайнее  китайское обещание, фото 3

22.07.2015 11:17
Артур Арутюнян

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;