Найти

Почему General Motors покидает Россию?

Почему General Motors покидает Россию?, фото 1

Сегодня почти любая новость в автомобильном мире так или иначе связана с нестабильной экономической ситуацией в стране и падением рубля. Ждете Lada Vesta за 400 000 рублей? Нет, товарищи, кризис. Минимум – 500. Может, через годик-другой собирались купить Chevrolet или Opel? Не получится. Из-за низких продаж эти ребята уходят с нашего рынка.

Американский концерн General Motors, владеющий обеими марками, уже остановил производство автомобилей на калининградском заводе «Автотор». На заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде контактная сборка прекратится до конца года, а собственное предприятие GM-Auto в Санкт-Петербурге, которое начало свою работу в 2008 году, законсервируют в июне. В итоге от американского концерна у нас остается лишь СП GM-АвтоВАЗ, где продолжают собирать Chevrolet Niva первого поколения. А вот создание «Шнивы» второй генерации приостановлено на неопределенный срок.

Теперь к концу 2015 года Opel полностью покинет российский рынок, а марку Chevrolet в нашей стране будут представлять лишь спорткары Camaro и Corvette, а также внедорожник Tahoe. Примечательно, что несмотря на уход бюджетных моделей из России, в спрос на дорогие машины американцы верят – в планах GM увеличить импорт премиальных автомобилей Cadillac в нашу страну.

Как заявила корпорация, все это является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на различных рынках. Дело в том, что в России уровень локализации GM недостаточно высокий. Проще говоря, большинство комплектующих для сборки автомобилей на наших заводах везут из-за рубежа. Вот и получается, что из-за роста стоимости иностранной валюты относительно рубля цены на автомобили GM взлетели более чем на 50%, а продажи в 2014 году упали на 26%. За два месяца нового года концерн смог реализовать почти на 75% меньше машин, чем за тот же период год назад.

Появились слухи, что Suzuki и Honda также собираются покинуть нашу страну. Компании эту информацию не подтверждают, но GM тоже опровергал свои планы до последнего.

Остановку производства и уход с рынка России General Motors оценил в 600 млн. долларов. Эти деньги будут выплачены сокращенным сотрудникам, потрачены на реструктуризацию дилерской сети и отмену контрактов с дилерами и теми заводами, которые собирали Opel и Chevrolet. Также компания продолжит оплачивать налоги, коммунальные услуги и охрану законсервированного завода в Питере.

А что делать тем, у кого уже есть «Опели» и «Шевроле»? Корпорация обещает исполнять гарантийные обязательства перед своими клиентами, поставлять запчасти и продолжать сервисное обслуживание. Не оставит в беде владельцев и совместное предприятие Ford Sollers. Оно вовремя среагировало на уход американцев, и готово оказать поддержку клиентам, которых «бросили» покинувшие Россию автобренды. СП готово давать дополнительную скидку 50 000 рублей (поверх госпрограмм утилизации и трейд-ин) при покупке нового «Форда» в обмен на подержанный автомобиль другой марки, которая уходит из России. Также Ford Sollers готов брать на сервисное обслуживание автомобили этих брендов в свои дилерские центры.

По данным агентства «Автостат», сегодня в парке РФ находятся около 1,5 млн. автомобилей Chevrolet и 873 тысячи Opel. В России с 2002 по 2014 г.г. на разных предприятиях собрали более 1,5 млн. авто обоих брендов, часть которых до сих пор не распродана. На складах GM в России осталось около 10 000 автомобилей Chevrolet и примерно столько же Opel. На площадках дилеров также стоят несколько тысяч машин обеих марок. Сейчас эти автомобили начинают продавать со скидками до 30%.

General Motors уже не первый раз терпит неудачи в нашей стране. Из-за неправильных стратегии и оценки российского рынка в 2001 году автоконцерн разорвал отношения с елабужским заводом, где было налажено производство внедорожников Chevrolet Blazer, а позже – легковых Opel Vectra. В те сложные времена ни один, ни второй автомобиль не пользовались необходимым спросом. Кстати, сборка зарубежных машин на территории России началась именно с этого проекта.

Эксперты считают, что сегодняшний уход General Motors, как и в прошлый раз, носит временный характер. Генеральный директор одной дилерской сети полагает, что решение может быть пересмотрено до конца года. Другие говорят, что компания вернется к нам года через полтора-два. К тому времени ожидается постепенный рост автомобильного рынка. Есть и те, кто полагает, что решения носят политический характер, а экономические мотивы являются лишь прикрытием. Эта теория частично подтверждается тем, что Украину GM не покидает, хотя с продажами автомобилей там все куда хуже, нежели у нас.

Для оптимизации бизнеса GM поменял стратегию развития не только в России. В Европе, например, теперь не будут продаваться автомобили Chevrolet. Их убрали, чтобы не создавать конкуренцию с Opel.

И если некоторые бренды покидают Россию, то другие, в частности концерны Renault Nissan и Hyundai KIA, увеличивают присутствие в нашей стране. Компании понимают, что несмотря на сегодняшние сложности, российский рынок остается очень перспективным. Надеемся, что планы Volkswagen Group (владеет Audi, Skoda, SEAT, Bentley, Porsche и др.) о развитии в нашей стране также не поменяются несмотря на то, что в ноябре прошлого года Россию покинул SEAT.

23.03.2015 12:05
Артур Арутюнян

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;