Найти

Нужно ли спасать наш автопром?

Нужно ли спасать наш автопром?, фото 1Нужно ли спасать наш автопром?, фото 2

Еще в прошлом году Президент России Медведев и глава правительства Путин неоднократно заявляли о необходимости государственной поддержки отечественных автопроизводителей в условиях мирового финансового кризиса.

Подчиненные «намек» поняли и 7 ноября 2008 года состоялось заседание комиссии правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, на котором было принято решение рекомендовать правительству РФ увеличить таможенные пошлины на новые и подержанные автомобили со сроком эксплуатации до пяти лет с 25%до 30% при одновременном увеличении ставок исчисляемых в евро за объем двигателя. И если раньше запретительные пошлины вводились на машины старше семи лет, то по новому проекту это срок планировалось сократить до пяти.

Правительство быстро подготовило соответствующие законопроекты и утвердило их. Официально озвученные намерения самые что ни на есть благие – поддержать отечественный автопром. Но тут возникли «непредвиденные» проблемы. В декабре по всей стране прокатились стихийные митинги протеста автолюбителей, недовольных введением новых пошлин. Наиболее сильными они были во Владивостоке. Дело дошло до перекрытия центральной трассы города и противостояния с милицией.

После этого депутаты Госдумы задумались над последствиями своих решений, а ее спикер Борис Грызлов заявил: «Все вопросы, которые вызывают недовольство граждан, должны быть вопросами повышенного внимания. Вопрос в том, насколько соизмеримо такое решение. Не знаю, насколько больше будут покупать наши автомобили и какое количество работников на этих производствах получит плюс, а какое количество импортеров потеряет доход. Эти вопросы надо изучить».

И тут, как по команде, на свет появляется обращение к Правительству РФ с одобрением плана мероприятий по повышению таможенных пошлин на ввозимые в страну иномарки, принятое на состоявшемся на ГАЗе по инициативе профсоюзов, митинге трудового коллектива. Чтобы мероприятие не осталось незамеченным, пресс-релизы о нем были разосланы во многие СМИ.

В тексте обращения говорится, что трудовой коллектив Горьковского автомобильного завода одобряет принятый Правительством РФ план мероприятий по поддержке отечественной автомобильной промышленности, увеличению таможенных пошлин на ввозимые в страну иномарки, а так же утверждается, будто стихийные митинги протеста во Владивостоке оплачены деньгами «серых» дилеров, криминального автолобби и зарубежных производителей.

Читая этот документ невозможно отделаться от ощущения, будто снова оказался в СССР, за «железным» занавесом. Кругом одни враги, которые только и мечтают подорвать нашу экономику, а понятия рынок, свободная конкуренция, спрос и предложение, авторам этого письма не знакомы.

Несмотря на заявления Грызлова, 12 января 2009 года новые таможенные пошлины вступили в силу. Начиная с 2001 года, эти самые пошлины уже повышались несколько раз под лозунгами защиты отечественного производителя и экологии. Тогда о мировом кризисе разговор не шел, а народ охотно раскупал продукцию родных автозаводов. Но как только прибыли их владельцев начинали угрожать иномарки, тут же в правительстве поднимался вопрос о постановке таможенных барьеров под предлогами защиты отечественного производителя и охраны окружающей среды. И не важно, что конструктивно и морально устаревшие отечественные машины наносят природе и дорогам значительно больше вреда, чем подержанные иномарки с каталитическим нейтрализаторами. Отечественный автопром всеми силами препятствовал появлению в России доступных по цене иномарок, поскольку тогда ему пришлось бы конкурировать с ними. А зачем? Это же надо тратиться на развитие производства, выпуск новых и качественных машин, которые могли бы противостоять европейским, американским и даже японским. Но заинтересованы ли в этом хозяева наших автозаводов? Им нужны деньги здесь и сейчас, которые можно перевести за границу и вложить в недвижимость или более стабильный бизнес. Там политическая ситуация более прогнозируемая. Долгосрочные инвестиции в Российскую промышленность им не выгодны. Да, выпустили Siber, но это надо было делать лет 10 назад. Уже тогда Волга была анахронизмом и даже многочисленные «косметические подтяжки» не могли скрыть ее лохматый возраст и техническую отсталость. Но ее упорно продолжали выпускать до тех пор, пока продажи не упали почти до нуля. И только после этого было принято решение о модернизации производства и выпуске новой модели.

На сайте группы ГАЗ заявлено: «Volga Siber – это принципиально новый уровень качества российского автомобиля. Надежный, выносливый и комфортный – в нем чувствуешь себя свободно и уверенно. В нем приятно и безопасно возить всю семью и при этом чувствовать, что это автомобиль с сильным характером». Если все так и есть, чего бояться конкуренции? Нет, далеко не все, об этом свидетельствует проведенный газетой «Авторевю» краш-тест этой машины. Можно закрыть глаза на деформацию водительской двери, стойки ветрового стекла, и даже пола, хотя это очень неприятные последствия удара. Но почему при лобовом ударе разошлись сварные швы, причем даже в районе заднего сиденья? Похоже, на заводе просто уменьшили раза в два количество сварных точек, соединяющих элементы кузова между собой. В повседневной эксплуатации это незаметно, но когда нагрузки на швы при ударе достигают критических значений, они лопаются. И это на автомобиле стоимостью 500 тыс. рублей!

Напрашивается грустный вывод - сэкономленная электроэнергия для завода более важна, чем безопасность тех людей, которые своими деньгами решили его поддержать. После этого заявления профсоюзов о том, что акции протеста автолюбителей оплачены деньгами «серых» дилеров, криминального автолобби и зарубежных производителей звучат, мягко говоря, кощунственно. Ясна и понятна позиция тех, кто принципиально не покупает российские автомобили. И виноваты в этом исключительно их производители. Стоит также вспомнить, что неоднократно пролоббированные нашими производителями повышения таможенных пошлин на иномарки, привели к тому, что цены на них в России поднялись в полтора-два раза. Это позволило отечественным автозаводам во столько же раз повысить цены на свою продукцию. О каком сочувствии к родному автопрому после этого можно говорить?

Вот посадить чиновников на наши машины, как предлагает Путин можно и даже нужно. Но представить себе наших министров рассекающих на волгах, пусть даже Siber сложновато. А на чем будет ездить сам Владимир Владимирович? «Членовозы» уже давно не выпускают. Кстати, кто-нибудь уже видел чиновников на отечественных автомобилях?

Как ни странно, но сделать жизнеспособным отечественный автопром может именно кризис. Только страх перед разорением заставит заводы снижать цены на свою продукцию, модернизировать производство и налаживать выпуск качественных машин. А если они этого сделать не смогут, пусть их купит тот, кто сможет.

Закрылся же завод АЗЛК и конец света от этого не настал. Зато теперь на его территории находится Автофрамос и собираются вполне конкурентоспособные по качеству и цене машины, занявшие по объемам продаж в России среди иномарок третье место. В 90-х годах японский автопром пережил кризис, в результате которого Nissan перешел под контроль Renault и теперь является обладателем одного из самых эффективных производств в мире.

Но пока, к сожалению, наше правительство предпочитает ограждать оставшиеся автозаводы от реалий рыночной экономики и делает это за счет собственных граждан. А потому все закончится очередным банальным витком повышения цен на российские автомобили, как это неоднократно и случалось. Американцы тоже помогают своим автопроизводителям, но под жестким контролем государства и только после одобрения представленной программы выхода компаний из кризиса. Не смогут перестроиться – в один миг будут объявлены банкротами. А кто видел антикризисные программы ВАЗа и ГАЗа? Они есть? Очень хотелось бы на них взглянуть. Как они собираются модернизировать производство и кто конкретно за это отвечает. А то уйдут 270 миллиардов неизвестно куда…

А сколько денег не поступит в казну государства от сокращения автоимпорта? Только Приморский край давал около миллиарда долларов в год. Смогут ли наши автозаводы когда-нибудь возместить государству потери, вызванные их поддержкой? Вряд ли. Скорее всего, через несколько месяцев, они попросят еще, потом еще. Депутаты Олег Морозов и Николай Гончар уже внесли в Госдуму законопроект запрещающий ввозить в Россию не соответствующие «национальным требованиям безопасности» автомобили - очередная попытка вытеснить из страны японский секонд-хенд и расчистить дорогу для «своих».

Более 50 лет назад австрийский экономист Йозеф Шумпетер доказал, что экономика развивается благодаря уничтожению неэффективных компаний с их устаревшими методами и идеями. На смену им приходят новые, более производительные и жизнеспособные предприятия. В период кризиса, очищение экономики от старых компаний ускоряется. Но и усиливается сопротивление последних. Политики и лоббисты под лозунгами помощи реальному сектору экономики и сохранению рабочих мест выступают за спасение этих полумертвых гигантов. Их победа – это наше общее поражение. Существовать они могут исключительно за счет налогоплательщиков и у экономистов получили прозвище «зомби». Подключенные к «аппарату искусственного дыхания» они оттягивают на себя значительные финансовые и людские ресурсы так необходимые развивающимся компаниям. Это приводит к углублению и затягиванию кризиса, замедлению темпов роста экономики. Больше всего «зомби» в тех секторах, где нет конкуренции. Существование таких компаний вредно для экономики государства, поскольку превращает ее в трясину.

Если мы хотим быстрее выйти из кризиса, то не должны поддерживать свой автопром, пусть он докажет свою жизнеспособность и эффективность, если сможет…

14.01.2009 17:06
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе Автобизнес:

;