Найти

Борьба с пробками: резервы еще есть

Борьба с пробками: резервы еще есть, фото 1

Похоже, московские власти всерьез взялись за изыскание резервов в борьбе с автомобильными пробками. Сразу несколько экспериментов, связанных с организацией дорожного движения, планируется реализовать на столичных улицах. Нововведения нельзя назвать изобретением городских чиновников – скорее, это попытка более широко применить уже заложенные в Правила дорожного движения способы, позволяющие повысить пропускную способность автомобильных дорог.

Первый в городе участок с реверсивным движением уже появился на Волгоградском проспекте. Напомним, что принцип реверсивного движения состоит в том, что более интенсивному потоку транспорта отводится большее количество полос. Для этого требуется установка дополнительных знаков, нанесение специальной разметки, показывающей границы реверсивных полос, и главное – установка и подключение специальных светофоров, информирующих водителя о том, в каком направлении идет движение по реверсивной полосе в данный момент.

На наш взгляд, главным тормозом для широкого внедрения реверсивного движения в городе являются даже не деньги, а вполне обоснованное опасение сотрудников ГИБДД в том, что часть водителей может неправильно сориентироваться на такой дороге и выехать на реверсивную полосу в лоб идущему потоку машин. Если человек не заканчивал автошколу, не изучал ПДД, а купил водительские права, он может вообще не иметь понятия о том, как нужно вести себя на таких дорогах. Вот эти водители и составят наиболее опасную для себя и окружающих группу риска. Как теперь вести с ними разъяснительную работу – вопрос, конечно, интересный…

Ведется проектирование специальных полос для движения общественного транспорта. Если уж невозможно обеспечить беспрепятственный проезд к месту назначения каждого автомобиля, то вполне разумно отдать приоритет транспорту массового спроса. Ведь три легковых машины, перевозящие от трех до пятнадцати человек, занимают на дороге столько же места, сколько один автобус или троллейбус, везущий 100 и более пассажиров. Если же говорить о трамвае, то его провозная способность еще выше – в один вагон помещается более 180 человек. На первом этапе «маршрутные» полосы должны появиться на Волоколамском шоссе, Ленинском и Ленинградском проспектах. Если эксперимент себя оправдает, то на будущий год обустройство таких полос планируется также на улицах Большая Полянка и Большая Якиманка.

Через год на крайней правой и крайней левой полосах МКАД должно появиться шумовое дорожное покрытие. Эта новинка пришла к нам с Запада. Специальные прорезиненные вставки на поверхности дороги создают повышенный шум и эффект «стиральной доски», вынуждая водителя снижать скорость в опасных местах. К примеру, они могут разбудить уснувшего водителя при попытке автомобиля съехать на обочину или налететь на разделительное ограждение. Эксперимент с шумовым покрытием, проведенный недавно на Тимирязевской улице, вызвал резкий протест местных жителей, поэтому дальнейшие опыты решено перенести на безлюдные участки кольцевой автодороги.

Не оспаривая того факта, что шумовое покрытие повышает безопасность движения, заметим, что в наших условиях оно может дать ряд побочных эффектов. Так, при тех пробках, которые ежедневно образуются на МКАД, автомобили «Скорой помощи» и милиции протискиваются в потоке как раз между крайней левой полосой и разделительным барьером. Новое покрытие не позволит им двигаться с высокой скоростью, а уж как будут чувствовать себя больной и врач в реанимобиле при езде по «стиральной доске» - об этом вообще страшно подумать.

На недавнем заседании коллегии префектуры Центрального административного округа с участием руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Липсица прозвучало еще одно серьезное намерение: в следующем году на дорогах, имеющих три полосы для движения в одну сторону и более, начнут уменьшать ширину полос и, соответственно, увеличивать их количество. На данный момент рассматривается возможность сужения с 3,75 м до 3,25 м. Эксперимент планируют начать с Тверской улицы.

Известно, что в России по сравнению с городами Европы слишком широкие полосы, что отрицательно сказывается на пропускной способности магистралей. Между тем, согласно ГОСТу, «при разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил… Ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения». Таким образом, имеются все законные основания для уменьшения ширины полос. При этом водители уже не смогут при первых же признаках затора выстраиваться в пять рядов на трехполосной дороге, как это происходит сейчас. Однако и здесь перед нами палка о двух концах. В Европе, где полосы движения узкие, не принято ездить, как в России – то и дело перестраиваясь, подрезая друг друга и соблюдая требования разметки лишь время от времени. До сих пор российских водителей спасали от столкновений сравнительно большие боковые интервалы. Теперь, когда движение уплотнится, риск «зацепить» соседа существенно возрастает. Это потребует от водителей изменения стиля вождения и более строгого соблюдения рядности. Но беда в том, что стиль езды в одночасье не изменишь, и если сужение полос начнет внедряться в широких масштабах, нас на первых порах ожидает всплеск аварийности. Особенно туго придется мотоциклистам, привыкшим лавировать в потоке транспорта – их жизнь и здоровье вызывают самые серьезные опасения.

Будем надеяться, что городские власти проявят взвешенный подход и примут дополнительные меры, снижающие опасность упомянутых «побочных эффектов». Все равно рано или поздно придется вводить Москву, да и всю страну, в рамки дорожного движения, принятого в цивилизованных странах. Проблема состоит только в том, чтобы пройти «переходный период» с минимальными потерями – человеческими, моральными и материальными.

22.08.2008 12:21
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе Автобизнес:

;