Найти

В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире

В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 1В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 2В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 3В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 4В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 5В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 6В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 7В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 8В июне в Санкт-Петербурге стартует самый длинный марафон в мире, фото 9

Отмена Дакара в январе 2008 года нарушила планы многих команд и серьезно подорвала календарь гоночного сезона. Ближайшие несколько лет марафон в Африку не вернется. Трассы нового Дакара пройдет по американскому континенту, что, безусловно, привлечет к нему местных участников, но значительная часть европейских команд может отказаться от участия по причине значительных финансовых затрат на транспортировку техники.

12 июня в Санкт-Петербурге стартует ралли-марафон «Трансориенталь», маршрут которого пройдет по территории России, Казахстана и Китая и финиширует 28 июня в Пекине. Это будет самый большой по протяженности марафон в мире, который вполне может стать альтернативой Дакару.

Традиции автопробегов из Европы в Азию имеют давнюю историю. Ровно сто и один год назад состоялось первый автопробег между Парижем и Пекином. Пять машин, экипажи которых насчитывали по 2-3 человека, стартовали из Пекина 10 июля 1907 года. Тяжелые климатические условия, финансовые трудности и необычайная сложность маршрута сплотили этих отважных людей. Взаимопомощь и поддержка стали негласным девизом той гонки. После преодоления пустыни Гоби в строю осталось 3 автомобиля, и для них переход по Средней Азии стал настоящим адом. Триумфальный въезд в Париж состоялся 9 августа 1907 года. Победителем стал князь Сципион Боргезе на своей «Itala».

Другой легендарный пробег – «Желтый круиз» (Croisiere Jaune), был организован группой «Citroen» в 1931 году. Это было совершенно необыкновенное приключение: экспедиция гусеничных автомобилей от Бейрута до Пекина, прошедшая через Гималаи.

В 80-х годах трехкратный победитель ралли «Париж – Дакар» Рене Метж и его коллега и друг Тьерри Сабин решили возродить пробег «Желтый круиз». Но гибель Тьерри Сабин в результате крушения вертолета во время облета Малийской пустыни прервала работу над проектом на долгие годы.

В 1992 году Рене Метж совершил настоящий дипломатический подвиг: он собрал за круглым столом русских и китайцев и добился их согласия на организацию нового ралли-марафона Париж-Пекин. Спонсором проекта выступила японская компания Mitsubishi Corporation.

93 машины, 20 грузовиков и 15 мотоциклов стартовали 1-го сентября с площади Трокадеро в Париже, чтобы преодолеть 16 000 км до Пекина и войти в «Книгу рекордов Гиннесса» за уникальную протяженность маршрута. Этот рейд-марафон стал новым грандиозным прорывом, заново открыв «Великий шелковый путь» для спортсменов, журналистов и телезрителей из более ста стран. В составе каравана был не только наземный, но и воздушный транспорт. Автомарафон сопровождала целая эскадрилья самолетов и вертолетов, у каждого из которых была своя задача. Пьер Лартиг в сопровождении Мишеля Перена на Сitroen и Стефана Петеранселя на Yamaha стали победителями этой эпопеи.

По количеству участников, по сложности и протяженности маршрута эта гонка стала своеобразным вызовом великому марафону «Париж - Дакар». Кстати, в ней принимал участие в качестве пилота теперешний организатор «Париж - Дакара» Юбер Ориоль.

В 1995 году, после двухлетнего перерыва, ралли-марафон был возрожден по инициативе «Мастер Групп» и получил новое имя: «Мастер-Ралли». 55 участников преодолели 12 000 км от Парижа до Пекина через Москву и Улан-Батор. Не претендуя на рекорды, эта гонка запомнилась благодаря своей трассе, которая пролегла через девять стран мира. В категории грузовиков ярко заявила о себе команда «КАМАЗ-Мастер», в состав которой замечательно вписался двукратный чемпион «Париж - Дакара», многократный чемпион мира Пьер Лартиг, впервые сев за руль боевого «КамАЗа». Отличительной особенностью рейда было обилие зрителей на трассе. Даже в самых пустынных местах Казахстана, горного Алтая, Монголии участников ралли встречали тепло и радостно местные жители. В этом же году ФИА присвоила ралли-марафону Париж - Пекин статус этапа Кубка мира с наивысшим коэффициентом сложности – 4.

На следующий год сложнейшая трасса ралли-марафона, разнообразие климатических зон, отлаженное хозяйство бивуаков, не дающее сбоев – все эти привычные составляющие гонки в очередной раз получили наивысшую оценку участников. Впервые спортсмены получили уникальный шанс познакомиться с легендарным космодромом Байконур. А зрители следили за напряженной борьбой между тремя спорт-прототипами ZX, созданными компанией Citroen.

В 1997 году трасса проходила по маршруту Париж – Самарканд - Москва. Особенностью того года стал праздничный, торжественный финиш гонки в Москве, приуроченный к 850-летию российской столицы.

Особенностью ралли-марафона 1999 года явилась необычайная сложность маршрута, прошедшего через Россию, Туркменистан, Азербайджан, Грузию и финишировавший на берегу Босфора в Стамбуле. «В таком ралли просто финишировать – уже достижение!» - говорили многие участники, а знаменитый мотогонщик Марк Моралес сказал: «Я нахожу только одно слово, чтобы передать свое отношение к «Мастер-Ралли»: великолепно! Думаю, «Мастер-Ралли» со временем может стать не менее великой гонкой, чем Дакар».

В 2000 и 2001 годах соревнование приобрело более «европейское звучание». В 2000 году, пройдя через Германию, Австрию, Венгрию и Румынию, из всей Азии участники увидели лишь Турцию, затратив, однако, немало сил на преодоление ее каменистых нагорий. В 2001 году маршрут гонки сместился еще дальше к югу и едва не достиг Африки, финишировав в иорданском городе Петра.

В 2002 году марафон не только вернулся в Россию, но и стал целиком российским, открыв участникам, особенно иностранным, ее огромное разнообразие: старт в Санкт-Петербурге, северные леса, приволжские и придонские степи, казачьи станицы, бескрайние просторы Калмыкии, финиш в черноморском городе Новороссийске.

Два года назад Жиль Мартино, директор команды Nissan, изучив ситуацию в мире ралли-рейдов, пришел к выводу, что настал по-настоящему подходящий момент для проведения летнего ралли-рейд-марафона по территории стран Евразии, переживающих бурный экономический рост. Ему не потребовалось особых усилий, чтобы убедить Рене Метжа, который бороздит просторы Азии на полноприводных автомобилях уже три десятилетия, присоединиться к проекту. «Рене Метж прекрасно знает местность, имеет необходимые связи и опыт, способен довести этот проект до успешного завершения и по-настоящему влюблен в эту часть света».

У Рене, в свою очередь, не возникло сомнений, кого выбрать для руководства частью проекта в России и Казахстане. С Александром Русиновым его связывают многие годы дружбы и совместной работы в автоспорте, включая марафоны Париж – Пекин в 1992 и 1995 годах и Harricana, первый зимний мото-рейд в Канаде.

В конце марта в Москве состоялась пресс-конференция, в работе которой приняли участие и Рене Метж, и Жиль Мартино, а оказавший содействие председатель Российской Федерации Мотоспорта Александр Нифонтов, сам неоднократно принимавший участие в ралли-марафонах. Неожиданно было увидеть в списках спикеров имя нечастого гостя автоспортивных мероприятий Вячеслава Фетисова. Оно и понятно – автоспорт к олимпийским видам отнести трудно, а у руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту в свете предстоящей олимпиады в Сочи хлопот хватает. Тем важнее его поддержка инициативы проведения «Трансориенталя»: «Технические виды спорта у нас всегда были популярны, а многочисленные победы КАМАЗа говорят сами за себя. Уверен, что предстоящий ралли-марафон выведет технические виды спорта на новый уровень мастерства. Кроме того, мы сможем показать всему миру нашу новую Россию».

На пресс-конференции стало известно, что одним из участников марафона «Трансориенталь» станет команда «Камаз-Мастер». Об этом официально заявил руководитель команды, пятикратный победитель ралли Дакар – Якубов Семен Семенович. В этой гонке примут участие три экипажа команды "КАМАЗ-Мастер", которые были заявлены на "Дакар"-2008. Составы участников не изменились: пилот Владимир Чагин, штурман Сергей Савостин, механик Эдуард Николаев; пилот Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев, механик Андрей Мокеев; пилот Ильгизар Мардеев, штурман Вячеслав Мизюкаев, механик Андрей Каргинов. Жаль, правда, что «нет пророков в своем отечестве». Еще в 2007 году России удалось привлечь на свою территорию этап Intercontinental Rally Challenge, второй по значимости раллийной серии в мире. А в этом году организаторы гонки со знаковым именем «Ралли Россия» вступили в борьбу за право проведения автомобильной олимпиады, получив статус кандидатского этапа Чемпионата Мира по классическому ралли WRC. Может быть, неоценимая поддержка, которую оказывает Росспорт гонке «Трансориенталь» со временем распространится и на другие не менее важные российские соревнования, которые не только несут славу российским достопримечательностям, но и ярко демонстрируют огромный потенциал нашей страны и могут поставить Россию в один ряд с такими автоспортивными державами, как Швеция, Германия, Финляндия, Греция, Испания, Великобритания, Япония.

03.04.2008 08:00
Михаил Ковригин
;