Найти

Русский внедорожный спорт. Начало интриги.

Русский внедорожный спорт. Начало интриги. , фото 1Русский внедорожный спорт. Начало интриги. , фото 2Русский внедорожный спорт. Начало интриги. , фото 3Русский внедорожный спорт. Начало интриги. , фото 4

В Липецке состоялся первый этап открытой серии соревнований по трофи-рейдам Offroad GP Russia 2007. В соревновании приняло участие более шестидесяти экипажей – цифра для трофи весьма солидная. Впрочем, гораздо важнее, что впервые за много лет во внедорожных соревнованиях начала зарождаться серьезная и интересная интрига.

Первый этап серии носил название «Гондурас-трофи» и состоял из двух частей: короткого «пролога» (ориентирование) и «основной гонки» - трех спецучастков, разделенных дорожными секциями. По результатам «пролога» определялись стартовые позиции в «основной гонке», на прохождение которой отводилось 48 часов с обязательным ночным 6-часовым отдыхом. Соревнования проходили в формате «гонка за лидером», то есть победителем становился не экипаж быстрее прошедший все участки, а тот, который первым пересек финишную черту. Такой формат гораздо зрелищнее традиционного, а главное делает соревнования более интересными для участников, поскольку в трофи первым и последним экипажам ехать сложнее, чем идущим по уже проложенной, но еще не разбитой трассе. На «Гондурас-трофи» спортсменам пришлось проявить не только умение преодолевать бездорожье, но и решать стратегические задачи – ехать по трассе первым или следовать за лидером, а на последних километрах попытаться выйти вперед. В гонке участвовало четыре класса техники – автомобили минимальной подготовки (ТР-1), более серьезные внедорожные машины (ТР-2) и доработанные по максимальной программе либо вообще созданные с нуля специально для внедорожных соревнований прототипы (ТР-3). Четвертым классом выступали спортсмены на полноприводных квадроциклах (ATV).

Победители в каждом классе получали призы: ТР-3 – 5000, ТР-2 – 3000, ТР-1 и ATV – 1000 долларов.

Гонка прошла довольно ровно – организаторы проверяли в деле работу электронных систем, впервые использующихся для слежения за экипажами и подсчета результатов, и «примеряли» новый формат соревнований, поэтому сложность трасс была заведомо уменьшена. Простота трасс, впрочем, не сказалась на зрелищности соревнований – большое количество участков, которые спортсмены проходили на высокой для трофи скорости, позволило собрать богатый яркими кадрами видеоматериал.

Видеосюжеты, как и многое другое в этой гонке, делались по новому принципу – мобильные группы операторов не в случайном порядке двигались по трассе, а, перемещаясь по заранее определенным пресс-пойнтам, «вели» лидирующие экипажи от старта до финиша. Количество операторов можно назвать рекордным для трофи. Под началом пресс-центра гонки находилось пять мобильных групп, в каждую из которых входили как минимум два оператора с профессиональной техникой.

После гонки почти все спортсмены отмечали небывалое обилие объективов на трассе. Возможно именно этот фактор подтолкнул многих на более агрессивный стиль соревнований. В классе ATV, единственном классе, представителям которого было разрешено не брать обязательный 6-часовой отдых в темное время суток, очень сильные екатеринбургские гонщики, выступающие на Outlander 800, боролись с чемпионами Белоруссии 2006 года, ехавшими на Yamaha Grizli 660. Первые километры прошли в относительно равной борьбе, однако затем екатеринбуржцы прикатались к трассе, вырвались вперед и начали понемногу увеличивать разрыв. Белорусы же наоборот стали нервничать и в результате сошли из-за неверного выбора траектории. А экипажи Андрея Красилова – Александра Дмитриева и Евгения Боаги – Олега Рыбкина на одном дыхании прошли все 160 километров дистанции за неполных тринадцать часов и финишировали ночью первого дня гонки. По регламенту выступающие в классе ATV должны ехать в паре, финиш по последнему квадроциклу. Первым на финиш пришла пара Красилов-Дмитриев. Финиш следующей пары зарегистрирован через 27 секунд – это говорит о высоком уровне подготовки и опыте спортсменов. Полминуты для быстро едущего квадроцикла это очень много, следовательно, екатеринбуржцы ехали с интервалом и не по одной траектории (скорость квадроцикла нередко превышает 100 км/ч и движение по одной траектории может создать опасные ситуации: если первый в паре резко снижает скорость, риск столкновения очень велик). Организаторов, которые не были готовы к тому, что первые лидеры появятся так скоро, выручила система спутникового слежения за экипажами. Увидев, что группа квадроциклистов приближается к концу последнего спецучастка, руководитель гонки смог выслать на финиш резервную группу судей.

Экипажи, выступающие в классе ТР-1, (как и в ТР-2 и ТР-3) по регламенту должны были отдыхать не менее шести часов. Не будь этого правила, первыми на финише, возможно, были бы не ATV. По крайней мере, на финиш второго спецучастка за полчаса до квадроциклистов прибыл петербургский экипаж №10 Алексея Голубева и Алексея Гарагашьяна на Land Rover Defender 90, уверенно выигрывающий у своих главных конкурентов – экипажа №19 Сергея Хянинена и Павла Орлова, тоже выступавших на Defender 90. На прологе Хянинен и Орлов показали лучшее время, пойдя всю трассу за 23 минуты, но из-за ошибки штурмана их старт был задержан на 2 часа. В Основной гонке машины ехали почти одинаково, хотя №10 «привозил» девятнадцатому по 15-20 минут на каждом СУ. В итоге Синий «Дефендер» с бортовым номером №10 отстояв положенные 6 часов отдыха на старте третьего СУ финишировал в 5:31 по московскому времени. Алексей Голубев и Алексей Гарагашьян – победители первого этапа Offroad GP Russia 2007 в классе ТР-1.

На более сложной для прохождения трассе, предназначенной для классов ТР-2 и ТР-3, разворачивались гораздо более драматические события. В ТР-2 опытнейший гонщик из Екатеринбурга Евгений Павелин со штурманом Дмитрием Калегиным на Toyota Land Cruiser 72 с первых метров захватили инициативу. За ним шел липецкий экипаж Киселев-Рыжков на подготовленном по требованиям ТР-2 Defender 90. Обогнать Павелина конкурентам не удалось. Пятилетний опыт выступлений в классе ТР-2 и преданность марке Toyota сделали свое дело. Опытные трофисты знают, что выступая в классе ТР-2 главное не сломать технику. Отлично понимая предел возможностей машины, Евгений Павелин наращивал отрыв с каждым километром, приехав на финиш на целой машине с огромным трехчасовым отрывом от Киселева и Рыжова.

В классе ТР-3 за первое место бились четыре экипажа. Выступавшие под номером 1 на УАЗ 31151 москвичи Срджан Зачевич и Алексей Гаранин заняли выжидательную позицию и на первых спецучастках скорее пристреливались к трассе, чем воевали с соперниками. Питерский экипаж №14 Зуев-Волков на легендарном прототипе, прозванном «Железякой Зуева» сразу бросился в бой, оставив далеко позади своих партнеров питерский экипаж Дмитрия Разгуляева и Владимира Бунаева, едущих на клоне зуевской «Железяки» под номером 32. Буквально накануне приехавший в Липецк с этапа Чемпионата России по ралли-рейдам идейный лидер команды «Офф-роад Вольфз» москвич Сергей Савенко со штурманом Евгением Батариным (чемпион России 2005 года) выехал на арендованном Defender 90. Так же на Defender 90 с бортовым номером 40 выступал сильный липецкий экипаж Виктора Зражевского и Дениса Быкова. Первый спецучасток экипажи прошли попеременно захватывая лидерство, затем на втором из-за ошибки механиков сходит Зуев и лидеров становится трое. После недолгой позиционной борьбы выигрывавший с незначительным отрывом Савенко останавливается – на машине рвется рулевая тяга. На замену потеряно несколько часов и из борьбы за лидерство экипаж выбывает. Оставшиеся экипажи №1 и №40 рвутся к победе и с отрывом в три минуты побеждают Зечевич и Гаранин, ехавшие гораздо смелее и сумевшие вырваться вперед на последних нескольких километрах.

Интрига Offroad GP Russia на текущий момент выглядит так:

Формат соревнований привлек большое количество спортсменов, которые не принимали участия в первом этапе, но с интересом наблюдали за ним. На второй этап, который состоится в Екатеринбурге, заявлено гораздо больше экипажей, а на третьем этапе, организованном в подмосковье, ожидается более 150 участников. В классе ATV наметились лидеры, которые скорее всего выиграют екатеринбургский этап, но столкнутся с сильной оппозицией в подмосковном и петербургском этапах. Карты в классе ТР-1 еще не разыграны, так как выигравший «Гондурас-трофи» экипаж Алексея Голубева будет выступать в классе ТР-3, где ему составит конкуренцию Сергей Савенко на новом автомобиле, который не успели подготовить к первому этапу Offroad GP Russia. Так же вероятно появление в ТР-3 чемпиона России 2006 года Владимира Масютина. Системы спутникового слежения за экипажами прошли тестирование и показали, что могут использоваться в тяжелых условиях трофи-рейдов. Зрители в лагере соревнований и посетители официального сайта серии могли наблюдать за движением экипажей на технической карте, которую ко второму этапу сменит более наглядная и эффектная. В целом, первый серии Offroad GP Russia 2007, как и предполагали организаторы, стал первым шагом к развитию интриги, основное действие которой развернется в подмосковье и ленинградской области летом этого года. Лучшие трофисты России, Прибалтики, Белоруссии и Украины сойдутся на лучших трассах нашей страны в борьбе за главный внедорожный приз 2007 года.

Победители первого этапа серии Offroad GP Russia 2007:

Класс ТР-3 – №1 Зечевич Срджан, Гаранин Алексей. Москва

Класс ТР-2 - №6 Евгений Павелин, Алексей Калегин. Екатеринбург

Класс ТР-1 – №10 Алексей Голубев, Алексей Гарагашьян. Петербург

Класс ATV - №№ 153, 154 Андрей Красилов, Александр Дмитриев. Екатеринбург.

Комментарии:

Леонид Фалкенберг, спортивный обозреватель журнала Off-road drive

Новый формат гонок полностью оправдан, потому что он придает соревнованиям нужную динамику, соревновательность. Нет излишнего копания на месте. Вообще, если средняя скорость соревнования не превышает скорость пешехода – это уже не автоспорт. Из минусов – это поспешность в прокладывании трасс, не все было продумано до конца. В частности, на трассах существовали некоторые «лазейки», которые облегчали участь спортсменов. Самым сложным СУ был, пожалуй, третий - из-за болот, по которым проходила трасса. Хотя, болот можно было сделать и побольше. Все участники из «верхушки» - профессионалы и ведут себя на трассе спокойно, уверенно. Они уже знают возможности друг друга, поэтому сюрпризов было мало. «Чем меньше думаешь о победе, тем скорее ты ее одержишь». Интереснее всего было наблюдать за классом ТР-3, поскольку он собрал наибольшее количество профессионалов. Сергей Савенко вообще был только что после других соревнований и выступал на чужой машине, так что шансы у него, на мой взгляд, были заведомо меньше.

Гонка еще раз подтвердила, что побеждает опыт. Некоторые участники отдыхали не ночью, а утром, за несколько метров до финиша, что было их большой ошибкой. Ведь известно, что во время ночного передвижения скорость падает до трех раз по сравнению с дневной.

Красилов Андрей, победитель «Гондурас-трофи» в классе ATV

На протяжении всей гонки была очень высокая динамика и острая позиционная борьба. Команды буквально наступали друг другу на пятки. Иногда даже пропускали соперников вперед, чтобы человек занервничал и допустил ошибку. Преимущество имели именно те, кто сумел держать себя в руках. Главное на гонке были хладнокровие и тактика. Чем раньше ты распознал гонку, понял, как надо ехать – тем легче она дается. У нас уже был опыт гонок в подобном формате, правда это были гонки на снегоходах и мотоциклах. На первом СУ ехали еще осторожно, ждали, когда же начнутся трудные участки. Второй и третий СУ проходили уже на максимальной скорости. Болота особых проблем не вызвали. На прологе было одно острое место – ров в метр шириной. Команда приняла решение перепрыгнуть его, так как других возможностей преодолеть это препятствие не было. Больше всех не повезло мне – разогнавшись, я неудачно приземлился на другой стороне, квадроцикле сорвался в ров, сделав несколько сальто назад. Пострадал ксенон, выпал аккумулятор, отломались некоторые мелкие детали. К счастью, со мной ничего серьезного не произошло, все поломки были быстро устранены и гонка была продолжена.

08.05.2007 12:00
Михаил Ковригин
;