Найти

«Шелковый путь-2012»: песка будет много!

ЛартигСтефан Ле Бай«Шелковый путь-2012»: песка будет много! , фото 3«Шелковый путь-2012»: песка будет много! , фото 4«Шелковый путь-2012»: песка будет много! , фото 5

Репортаж медиа-директора ралли «Шелковый путь» Эрика Хайруллина с генерального реконессанса маршрута.

Возле внедорожника пресс-службы ралли «Шелковый путь» на заправке в Волгограде собрались водители. Сначала оживленно обсуждают высокий просвет машины, а затем делятся впечатлениями от прошлогодней гонки. «А что «Шелковый путь» уже начался?», спрашивает один из них. Ну, вообще-то если учитывать, что генеральный реконессанс маршрута одно из важнейших мероприятий любого серьёзного ралли, то «Шелковый путь» действительно начался. Журналисты ведущих российских изданий спортивной и внедорожной тематики приглашенные поучаствовать в прокладке маршрута гонки присоединяются к экспедиции генреко в Волгограде. Именно в здешних местах «Шелковый путь 2012», уже на второй день соревнований предложит участникам полное песчаное меню, которое позволит окунуться в атмосферу реальной песчаной гонки с максимальным коэффициентом сложности.

И вот мы уже на маршруте. «Игрек агош, атенсьон жамп», - слышится в рации. Рабочий язык группы реконессанса – французский, ведь в ее составе 2 иностранца - Стефан Ле Бай и Пьер Лартиг. Оба хорошо известны многим россиянам. Стефан Ле Бай является общепризнанным специалистом мирового уровня по прокладке внедорожных маршрутов и по написанию дорожных книг ралли. В его послужном списке роуд-буки «Дакара», «Ралли Фараонов», «Дезерт Челлендж» и целого ряда других гонок. Роуд-бук для «Шелкового пути» начиная с 2009 года пишет уже в четвертый раз. Ну а второй участник экипажа – Пьер Лартиг – знаком российским поклонникам автоспорта еще с 90-х годов. Тогда раллийная тематика еще только набирала обороты в нашей стране. Благодаря первым победам «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре» центральное телевидение явило россиянам мир внедорожных ралли-рейдов. А вместе с ним и мировую автоспортивную элиту, к которой естественно относится и Пьер Лартиг. В восприятии болельщиков он «наш, свой», ведь первые свои успехи начал делать, выступая на советской «Ниве». Затем был «Ситроен», а в 1995 году на ралли «Мастер» по маршруту Париж-Пекин знаменитый француз управлял «КАМАЗом» и даже сумел занять 2-е место в грузовом зачете! И вот сейчас трехкратный победитель «Дакара» и четырехкратный обладатель Кубка мира по ралли-рейдам снова в России.

Гул мотора, короткие переговоры по рации, огромная скорость и максимальная сосредоточенность. Трек спецучастка известен. Над черновой прокладкой маршрута начиная с прошлой осени трудилась группа исполнительного директора гонки Сергея Гири. Виктор Соколов и Сергей Таланцев прекрасно ориентируются в этой местности, у них всегда в запасе несколько альтернативных предложений по трассе, они знакомы со всеми местными сотрудниками полиции и координируют свою работу с областными и муниципальными властями.

СУ-2 стартует в уникальных Арчединских лесах. Это огромный, более тысячи гектар, полностью искусственный лес, посаженный нашими предками, приволжскими купцами в этих местах 120-150 лет назад, чтобы сдержать натиск огромной и зловещей пустыни, раскинувшейся в узкой зоне между двумя великими – Волгой и Доном. Пейзаж за бортом весьма разнообразный.

Солнце, пробивающееся сквозь кроны могучих сосен, поросшие можжевельником дюнетты – жизнеутверждающая картинка внезапно сменяется сюрреалистичным сюжетом: голые стволы деревьев как будто переломанные огромным лесным троллем и черные следы пожарищ. В небе кружат орлы и коршуны. Неплохие декорации для какого-нибудь фантастического блокбастера.

Задача группы реконессанса пройти спецучасток со скоростью приближенной к гоночной с тем, чтобы Стефан Ле Бай смог отметить неровности дороги и прочие опасности, подстерегающие гонщиков. Собственно для этого и нужно, чтобы его машиной управлял такой опытный раллийный пилот как Пьер Лартиг. Песчаные брустверы дороги держат наш путь в своеобразном обрамлении. Машина норовит выскочить за него, на высокой скорости это чревато опрокидыванием. Вспоминаю наставления пилота команды «КАМАЗ-мастер» Айрата Мардеева - в случае переворота ни в коем случае нельзя рефлекторно хвататься за дуги защитного каркаса машины – гарантированно останешься без рук. Но едущий во главе пелетона исполнительный директор гонки Сергей Гиря внимателен к коллегам и заранее предупреждает о возможных проблемах по рации. «Игрек – адроад», например, означает, что на Y-образной развилке надо повернуть направо, а «атенсьон жамп» - «внимание, прыжок». Во время гонки штурманы отдают пилотам примерно такие же команды. Есть у экипажников и свой профессиональный сленг, например, россияне для обозначения поворота на развилке говорят «штаны направо». Во-первых, просто и понятно, а во-вторых шипящее «ш» всегда хорошо слышно в переговорном устройстве.

«Безопасность спортсменов для нас всегда в приоритете, - говорит Пьер Лартиг, - при написании маршрута для нас важны все мелочи. К примеру, мы досконально изучаем каждый крутой поворот, в определенном радиусе вокруг него, ведь некоторые экипажи будут срезать углы, а кого-то на большой скорости наоборот вынесет на внешнюю сторону поворота. Не должно быть скрытых препятствий в траве, промоин и прочих опасностей». Журналисты восхищены слаженностью работы французов. Стефан Ле Бай говорит, что роуд-бук «Шелкового пути» всегда очень детальный. Если, например, для описания трехсот километров египетского ралли требуется около 140 позиций, то для российской гонки на том же расстоянии их будет как минимум в три раза больше. Это весьма ценно для штурманов, лучшей гонки для отработки навигационных задач нет, пожалуй, нигде в мире.

Между тем мы приходим в пустынную зону обрывистых очень сложных и вязких дюнных песков. Вход в них как будто защищен грядой высоких песчаных гор. «Сложность здешних дюн в том, что они разбросаны хаотично и беспорядочно, очень трудно просчитать траекторию своего движения», говорит многократный чемпион России по ралли-рейдам Сергей Таланцев. Действительно, при том, что песок очень вязкий и нужно постоянно держать хорошую скорость, чтобы не застрять в нем, приходится быстро соображать, куда повернуть, как наилучшим образом перевалить дюну и как остановиться, чтобы потом суметь тронуться с места. Машину кидает, видимость ограничена, в лобовом стекле возникает то небо, то песчаная воронка. Языки дюн очень острые, весенний песок плохо осыпается, и переваливать их непросто. За дюной может быть все что угодно – обрыв или, к примеру, застрявшая машина. На «Дакаре» остановившиеся из-за поломки или по каким-то другим причинам мотоциклисты для того, чтобы обозначить себя, ставят на вершину дюны шлем – хоть какая-то гарантия, что на тебя не выскочит на скорости грузовик или джип.

«У опытных пилотов есть своя тактика проезда дюн, рассказывает журналист издания «Полный привод 4х4» Михаил Ласточкин. – Эти навыки приходят с годами. Если дюна высотой с многоэтажный дом кажется гонщику слишком опасной, то он сначала, делая большой круг по склону, зайдет на ее вершину, чтобы заглянуть за ее пик, чтобы понять, как наилучшим образом съехать с дюны. Причем пробный круг он будет делать слева направо, чтобы успеть выглянуть в окошко с водительского сиденья».

В волгоградских песках трудно делать подобные широкие заходы. Бугры и глубокие западни не позволяют этого сделать. «Покопаться» в итоге пришлось почти всем. Где-то участники экспедиции реконессанса обходились лопатами, а где-то приходилось сдергивать застрявшую машину фалами. Фалы у ралли-рейдовцев не обычные «гражданские», а более мощные и длинные. Мощные – потому, что веревка должна выдерживать многотонный рывок. В натяг машины в песках не вытаскивают: увязнут в итоге обе. Длинные – потому, что очень часто к застрявшей машине трудно подобраться близко, она может «сидеть» или глубоко на дне песчаной воронки или на дюне, где-нибудь на высоте пятиэтажного дома. В общем, песчаные приключения участникам июльского «Шелкового пути» гарантированы уже на второй день гонки. Возможно, уже здесь многих ожидают первые сходы, особенно если, примчавшись сюда на большой скорости по быстрым рулежным дорожкам не успеть перестроиться на расчетливую и осторожную езду по пескам.

Холодный рассудок здесь самый главный спутник спортсменов. Лишний раз убеждаемся в этом, когда во время фотосессии закладываю для эффектного снимка слишком крутой вираж, в результате которого разбортируется приспущенное для езды по пескам переднее колесо. Сломя голову бросаюсь за запаской. «Спокойно!» - командует Ласточкин. Поддомкрачивает машину, включает насос и, мал-помалу выправляя шину, пытается накачать колесо. В результате нехитрых манипуляций ему это удается сделать весьма быстро. «Не все даже опытные раллисты, знают об этом способе», - говорит участвующий в вынужденном «пит-стопе» Евгений Кустов из издания Чемпионат.com. Директор по логистике гонки Алексей Якубов выглядит немного озабоченным: греется мотор на автомобиле Лартига. Главное дотянуть до бивуака, а уж там опытные механики за ночь быстро приведут машину в порядок.

На ночевку прибываем затемно. Расположившийся на крутом берегу Дона лагерь атакуют полчища комаров. Тихая лунная ночь, гладкое зеркало воды завораживают. Редкий всплеск рыбы нарушает ночную тишину. Усталые, но довольные прошедшим днем вытряхиваем из ботинок горки песка. Будьте уверены, его на «Шелковом пути 2012» будет много!

Материал подготовлен silkwayrally.ru

28.05.2012 16:39
Михаил Ковригин
;