Найти

Что нового в ОСАГО?

Что нового в ОСАГО?, фото 1

С 1 мая в России начали действовать новые правила страхования гражданской ответственности водителей. Введена новая методика расчета стоимости ОСАГО и увеличены размеры выплат по здоровью и материальному ущербу, которые должны покрывать стоимость ремонта. Оказывается, не всегда.

Главной целью введения обязательного страхования автогражданской ответственности в нашей стране было устранение конфликтов на дорогах между водителями в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий. Во всяком случае, так власти обосновывали появление в июле 2003 нового обязательного ежегодного сбора с водителей.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Как грибы на рынке начали расти страховые компании, в том числе и однодневки. Полисов продали множество, все было хорошо, до тех пор как не пришлось гражданам за выплатами обращаться. Тут и вскрылись недостатки всей системы. Даже если автомобилисту удавалось получить деньги, они компенсировали, в лучшем случае, только половину стоимости ремонта. А где взять вторую? Из своего кармана? И опять начались разборки на дорогах, часть из которых, со временем, переместилась в суды. От чего пытались уйти, к тому и вернулись. А поскольку неработающий закон никто отменять не собирался, граждане исправно продолжали ежегодно платить деньги не понятно за что. При этом тарифы постепенно увеличивались. Спрос породил предложение - появились юристы, которые начали специализироваться на судебных тяжбах со страховщиками с целью получения от них полной компенсации понесенного автомобилистами ущерба.

Не так давно государственные законодатели обратили внимание на результаты своего «труда» и снова решили навести в данном вопросе порядок. Теперь к его решению подошли более основательно. Разработаны новые справочники со стоимостью запчастей и расходных материалов, которые используются при расчете выплат по ОСАГО, да и сама методика определения размера ущерба стала более прозрачной. Пересматривать справочники начали еще в декабре, когда произошел обвал рубля. Это привело к тому, что стоимость запчастей, в среднем, увеличилась на 19%, а расходные материалы подорожали на 28%. По некоторым позициям прибавка достигла 30% и более. Следует учесть, что в справочники попали усредненные цены. Поэтому при расчетах выплат по новой методе денег на ремонт пострадавшего автомобиля у официального дилера может все равно не хватить, поскольку их наценки на комплектующие составляют от 50% до 100%. В результате, гарантировать полную оплату ремонта может по-прежнему только полис КАСКО.

По мнению юристов, проблема большей частью связана не с методиками расчета по ОСАГО, а с перечнем работ указываемых в калькуляции. Часто этот список оказывается сокращенным, а потому и выплаты становятся заниженными в сравнении с реальной стоимостью работ. Новая единая методика устанавливает более четкие правила расчетов для страховщиков, а потому трений между компаниями и их клиентами должно стать меньше. В РСА уже отметили снижение количества судебных разбирательств, начиная с конца 2014 года. Если же выплаченной суммы все же будет недостаточно, никто не запрещает автомобилистам обращаться к независимым экспертам и в суд. Пока же, согласно данным опроса общественного мнения, более 80% автомобилистов продолжают считать страховые сборы не более, чем завуалированным налогом, а полис - простой бумажкой, которая не от чего не защищает.

Новый полис ОСАГО стал значительно дороже. Падение курса рубля привело к автоматическому удорожанию стоимости импортных запчастей, комплектующих и расходных материалов. По словам руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, в среднем, стоимость полиса ОСАГО для среднестатистического водителя увеличилась на 1 тыс. рублей, а для безаварийных водителей – на 600-700 рублей. По его мнению, дальнейшая убыточность ОСАГО и, соответственно, размер тарифов будет определяться двумя факторами. Первый из них напрямую связан с основной деятельностью страховщиков – урегулированием убытков. Это рост объема выплат по жизни, здоровью и имуществу в связи с увеличением лимита и изменением порядка расчета.

Второй фактор – это активность автоюристов, которые сегодня определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро и качественно заработают новые положения в ОСАГО, в первую очередь единая методика определения размера ущерба и досудебный характер претензионной работы, которые были утверждены Верховным судом.

По мнению г-на Макарова, если судебная практика будет нормализована, эти изменения должны снизить давление автоюристов на страховую отрасль. В этом случае следует ждать изменения размеров базовых тарифов в меньшую сторону и резкий рост качества обслуживания.

22.05.2015 16:16
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе Цена Закона:

;