Найти

Николай Фоменко: экстремальщик со стажем

  Николай Фоменко: экстремальщик со стажем

RSS

"Формула-1" сейчас испытывает очевидный кризис. Из-за отсутствия финансирования разваливаются команды, зрительский интерес пытаются спасти изменениями в правилах. А "Грандтуризм" вроде бы прочно стоит на ногах. Популярный музыкант, актер, телеведущий и талантливый автогонщик Николай Фоменко рассказывает об этом виде спорта в интервью газете "Спорт-Экспресс".

- Проблема "Формулы" в громадной оторванности от конкретного рынка. Берем классический пример "Феррари". Машины "Феррари" в магазине сейчас не продаются! Потому что марка загубила имидж. У нее полная катастрофа! Некоторые команды "Грандтуризма", выступающие на "феррари", не могут нормально обслуживать свои автомобили.

Почему? Потому что нет запасных деталей! "Феррари" не может заниматься их изготовлением, поскольку все брошено "под Шумахера". Рулевую тягу невозможно заказать - ее нет в природе! Изготовить не могут - нет времени, средств...

Что такое машина для обычного человека, для зрителя? Это кузов, внешний вид. Только вот формулическая "тележка", проносящаяся мимо на бешеной скорости, очень далека от образа реального автомобиля. Поэтому "Феррари" хочет раскручиваться, для того чтобы снова покупали ее машины. А опыт показывает: лучше покупаются авто из "Грандтуризма".

Поэтому "Феррари" и присутствует в нашем чемпионате не первый год, а сейчас свое присутствие даже наращивает. Там люди видят машину, которую можно купить в магазине. Разумеется, дорожный вариант не имеет со спортивным ничего общего, кроме визуального сходства. Для публики же это самое главное

Автоспорт в США стоит на пятом месте после баскетбола, бейсбола, американского футбола и хоккея. Но из-за этой "гладиаторщины" техника пилотирования по ту сторону океана оставляет желать лучшего. Основная масса трасс - овалы, по которым машины несутся на огромной скорости. В Европе только одна подобная трасса - в Лаузитцринге, где и прошла гонка "Грандтуризма".

Наши гонщики привыкли к зонам безопасности: пусть тебя даже на обочину спихнули - шанс сохранить машину и уцелеть самому остается. В Дайтоне не так: там - "кровавый спорт", все бьются, откровенно атакуют... Место действительно культовое: Дайтон для американцев то же самое, что Ле-Ман для европейцев. Если ты американец и не выигрывал в Дайтоне - ты не гонщик, если ты европеец и не выигрывал Ле-Ман - ты никто.

К адским условиям на трассе прибавляется и непривычная атмосфера вокруг гонки?

- Естественно! Во-первых, представьте себе: полмиллиона зрителей, и у каждого радиоприемник, который позволяет прослушивать все переговоры команд. Могут узнать, что Леша скажет в боксы, что Коля ответит. Зрители ведут себя как на рок-концерте.

Во-вторых, полное отсутствие паддока. Посередине автодрома просто стоят какие-то палатки. Система прохода очень жесткая: 1500 механиков, инженеров, гонщиков собираются у закрытых ворот, которые ровно в 7.30 утра открываются, и все бегом мчатся полтора километра до своих мест и машин... Ажиотаж невероятный! Бесшабашная она, эта гонка - экзальтация, крики, аварии. Все разлетается в разные стороны, публика визжит от восторга... Бойня! Но этой бойне уже более 50 лет, и участие в ней дорогого стоит.

Трасса особенная: овал, затем три-четыре поворота внутри чаши, которые используются только раз в году для 24-часовой гонки. Дожди намывают туда столько грязи, что трасса скорее похожа на кроссовую.

Что же до самой гонки, то, по сути, это обычный уик-энд. Непривычно лишь недостаточное количество тренировок. В "Грандтуризме" на разведку трассы отводится три часа, а здесь в пятницу гонщикам полагается час сорок пять. И за это короткое время и надо разобраться во всем.

Инженеры команды должны продумать все до мелочей. Они разбивают время так, чтобы каждый мог полноценно пять-шесть часов поспать. Надо учитывать пристрастия каждого гонщика: кто-то любит ездить ночью, кто-то - днем. К примеру, в прошлом году в Спа выяснилось, что Фоменко хорошо едет в темноте. Затем, многое будет зависеть от ситуации в гонке. Какой задавать темп, кому его держать, кому осаживать.

Сегодня Николай Фоменко весь погружен в гонки.

- Это раньше можно было выкроить два-три дня для спектакля. Сейчас все посвящено автомобильному спорту! И, поскольку так в моей жизни случилось, и поднялся я до чемпионата мира, надо выполнить миссию до конца. Как артист я наверстаю, когда в гонках остановлюсь.

- А какую миссию выполняете?

- Ой, странную! Хотелось бы привлечь внимание людей к автомобильному спорту. К счастью, сейчас в России уже есть дети, которых родители везут на Запад гоняться на картах. Вторая цель, как ни громко это звучит, - и дальше делать России имидж цивилизованной страны.

Конечно, хочется "повалить" всех, подняться на подиум... Но никаких криков по поводу того, что мы мечтаем попасть в "Формулу-1"! Тем более что выяснилось: это довольно просто. Нет, правда, просто. А потому мы с прискорбием сообщаем, что гонщики "Грандтуризма" ныне не особенно интересуются "Формулой".

Знаете, с 1992 года Россия смотрит "Ф-1", а телерейтинг гонок выше полутора процентов не поднимается. Потому что, прежде всего, надо внедрять культуру гонок. В новом сезоне мы этим и собираемся заняться: расскажем о "Грандтуризме" в телевизионной передаче на Первом канале. Это будет цикл из 14 фильмов. Постараемся передать дух гонок, объяснить, откуда это сумасшествие взялось. Надо. От него все равно никуда не деться, пока колеса не отменили.

А пока великого "экстремала" наших дней мы сможем увидеть на Первом канале в новой серии "Последнего героя". Николай Фоменко будет вести третий выпуск. Его пригласили не зря - "Последний герой-3" самый экстремальный из всех. И кто, как не Фоменко, сможет передать зрителю все напряжение, весь "адреналин" этой передачи.

03.02.2003 09:46
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе Навигатор автомобилиста:

;