Найти

Машины Великой Победы

  Машины Великой Победы

RSS

Полуторка

В начале 30-х годов ГАЗ-АА - самый массовый грузовик в Советском Союзе. Прототипом ГАЗ-АА послужил Форд-АА мод. 1929 г. Первый автомобиль был собран на Горьковском автозаводе 25 января 1932 г. Грузовик имел простую конструкцию и не требовал качественного топлива. Грузоподъемность автомобиля - 1. 5 т, поэтому грузовик широко известен под названием. С момента начала серийного производства ГАЗ-АА начал поступать в войсковые части Красной Армии. В оборудованном поперечными лавочками кузове грузовик мог перевозить 16 бойцов в полном вооружении.

На базе ГАЗ-АА выпущено множество спецмашин: санитарный автобус, ремонтные мастерские, заправщики, машины ПВО и т. д.

На 20 июня 1941 года Красная Армия располагала 151000 автомобилями на базе ГАЗ-АА.

Трехтонка

Грузовик ЗИС-5, который выпускался с 27 июня 1933 года, в просторечии назывался трехтонкой - за грузоподъемность в три тонны. Слово это стало нарицательным. И сейчас иногда слышишь его по отношению к грузовой "Газели" или правнуку "трехтонки" - зиловскому "Бычку".

А шоферы окрестили ЗИС-5 "Захаром". Почему так? Легенда утверждает, что за характер. Автомобиль действительно слыл выносливым, надежным, способным снести все тяготы безжалостной эксплуатации.

Его мотор работал на любом бензине и самом дешевом масле, рамы и мосты были исключительно прочными.

"Захар" шел по грунтовке, грязи и снегу, у него и в самом деле был характер труженика.

ЗИС-5 представлял собой дальнейшее развитие грузовика АМО-3, который выпускался на столичном заводе АМО (ныне ЗИЛ) с 1931 года. Основа АМО-3 v американский 2,5-тонный грузовик Autocar модели S3. Конструкторы АМО модернизировали его, адаптировали к советским дорогам, увеличили мощность двигателя с 60 до 73 л.с. и подняли грузоподъемность.

Одновременно с конвейерным производством ЗИС-5 начался выпуск и его трехосной разновидности, ЗИС-6. Если ЗИС-5 предназначался для народного хозяйства, то заказчиком ЗИС-6 была Красная aрмия. Машина имела два задних ведущих моста.

Трехосный грузовик на ЗИСе (так назывался бывший АМО с 1931 по 1956 год) изготавливался до июня 1941 года. В октябре 1941 года все цехи ЗИСа были эвакуированы в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Сборку автомобилей вел УльЗИС в Ульяновске с весны 1942 до лета 1943 года.

С конвейера сходили машины упрощенной в силу сложностей военного времени конструкции.

Во-первых, металлическая кабина заменена была деревянной, из "вагонки". У "УльЗИСа" отсутствовали передние тормоза, стояли простейшие (гнутые, а не штампованные) крылья, а платформа без откидных боковых бортов. Эта модификация военных лет называлась ЗИС-5В. С июня 1942 года ЗИС в Москве восстановил производство ЗИС-5 а в июне 1944 года выпуск "Захаров" начал УралЗИС в Миассе (к этому моменту УльЗИС остановил сборку).

Все грузовики, изготовленные в Москве и Ульяновске, несли на радиаторе эмблему ЗИС, а машины из Миасса - эмблему УралЗИС. Всего за годы Великой Отечественной войны с их конвейеров сошли 83 тыс. трехтонок.

После войны ЗИС до 1947 года еще делал машины ЗИС-5В, пока их место в производственной программе не заняла полностью новая модель ЗИС-150 (в просторечии - "полтораста").

А вот в Миассе еще много лет выпускали "Захара", постепенно его модернизируя.

Это были УралЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355 и, наконец, с 1958 года Урал-ЗИС 355М. Последний получил кабину и оперение, очень похожие на ГАЗ-51, но по сути своей оставался прежним "Захаром". Его любили в сельской местности, и на миасском конвейере он продержался до 1965 года.

Конечно, "Захары" уже не бегают по российским дорогам. Но немало экземпляров этого грузовика было восстановлено и смонтировано на пьедесталах перед автокомбинатами и автобазами.

ГАЗ-67

К началу Второй мировой войны промышленность США, Англии и Германии уже имела налаженный выпуск качественных машин повышенной проходимости. В 30-е годы советская автомобильная промышленность во многом зависела от США, Англии и Германии - многие заводы строились при помощи зарубежных специалистов.

Еще до начала войны стало ясно, что в стране остро не хватает автомобилей типа Willys MB Jeep. Работы по созданию такого автомобиля привели к созданию ГАЗ-64. Эта машина была довольно удачной, поэтому на базе узлов Газ-64 группой специалистов под руководством В.А. Грачева был разработан бронеавтомобиль БА-64.

В конце 1942 года начались работы по модернизации ГАЗ-64. Новая машина получила индекс ГАЗ-67. Этот автомобиль стал одним из самых удачных внедорожников. На ГАЗ-67 был установлен 4-х цилиндровый 54-сильный двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 3280 см. Развивал максимальную скорость до 90 км/час. Обладал высокой проходимостью, легко шел по снегу глубиной 350 мм и преодолевал подъемы 10-20 градусов. ГАЗ-67 мог перевозить четырех человек и буксировал прицеп массой 800-1000 кг. В течении войны выпускалось несколько модификаций ГАЗ-67, которые имели незначительные отличия.

Кроме Советской Армии ГАЗ-67 поставлялся в армии стран дружественных СССР, этом автомобиль широко применяли корейские войска во время войны 50-х годов.

ГАЗ М1

ГАЗ-М1 ("эмка") выпускался нашей промышленностью с 1936 года - на протяжении семи лет. Удивительно неприхотливая машина допускала эксплуатацию на самых дешевых сортах масла и бензина. Бывало, в бак заливали керосин - и она ехала! Механические барабанные тормоза славились своей безотказностью. Прочность конструкции вполне соответствовала советским условиям эксплуатации.

За годы выпуска у ГАЗ-М1 видоизменялись капот, облицовка радиатора, бамперы... Самая же серьезная модернизация произошла в 1938 году. Именно тогда появились опытные образцы "Эмки" с шестицилиндровым рядным двигателем ГАЗ-11. Мотор прожил долгую и счастливую жизнь - его устанавливали (с небольшими переделками) на ГАЗ-12 (ЗиМ), ГАЗ-51, ГАЗ-63, другие автомобили, дрезины, автобусы и погрузчики. Выпуск этого двигателя завершился совсем недавно - с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52.

Увы, начавшаяся война не позволила наладить массовый выпуск новых пикапов и фаэтонов, зато завод активно производил ГАЗ-61. (Пикапы тоже делали, но с "четверкой" под капотом, они назывались ГАЗ-415).

06.05.2005 16:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе Навигатор автомобилиста:

;