Найти

"Чайников" урежут в правах?

"Чайников" урежут в правах?, фото 1

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России готовит очередные изменения в ПДД. На сей раз новое – это хорошо забытое старое: предполагается вернуться к давней практике деления водителей на "молодых" и "старых". В прежние, еще советские годы, новичкам за рулем полагался специальный опознавательный знак, который клеился на стекла автомобиля. Одно время это был восклицательный знак, потом знак ограничения скорости до 70 км/ч. Несколько лет в качестве предупреждения неофициально использовался зеленый кленовый листок. Каким будет новый символ автомобильного "чайника", пока неизвестно – образец знака только разрабатывается, равно как и текст самого документа о его введении.

На сегодняшний день нет статистики аварийности отдельно по молодым водителям, так же как нет данных об эффективности применения подобной меры в прежние годы. Однако из практики работы автотранспортных предприятий известно, что наиболее опасной группой являются водители со стажем от трех месяцев до одного года. Это именно тот период, когда первый ужас перед автомобилем прошел, и водитель перестает осторожничать за рулем. Если добавить сюда отсутствие опыта по выходу из сложных ситуаций, слабо изученные возможности своего автомобиля, начало выветривания из головы знаний, полученных в автошколе, а порой еще и юный возраст, сопровождаемый избытком адреналина в крови, – получается гремучая смесь. Заметим, что мы пока ведем речь о водителях-профессионалах, чьи навыки совершенствуются ежедневно по 8 часов, а то и более. Автолюбители накапливают опыт и выходят из кризисного периода гораздо медленнее.

Никто не спорит с тем, что "чайник" за рулем на наших сумасшедших улицах опасен. И благие намерения руководства ГИБДД понять можно. Вопрос только в том, будет ли от них хоть какая-то польза. Ведь главное – не прилепить наклейку на стекло, а найти способы более эффективной интеграции новичков в водительское сообщество. И начинать, видимо, необходимо с повышения качества их подготовки.

На сегодняшний день минимальный срок обучения вождению легкового автомобиля, который обязаны выдерживать все автошколы, – 32 академических часа (по 45 минут каждый). Это 16 полуторачасовых занятий, из которых одна часть проводится на тренажерах, вторая часть посвящается отработке упражнений на площадке, без которых невозможно сдать первый этап практического экзамена, и только два-три занятия выделяются по остаточному принципу для учебного вождения по городу. Откуда же при таком раскладе взяться не только грамотному водителю, но и просто мало-мальски способному ездить по нашим далеко не идеальным и далеко не безопасным дорогам? Слава Богу, многие ученики, вполне осознавая таящуюся опасность, доплачивают за дополнительные занятия с инструктором. Но ведь есть и те, кто садится за руль на свой страх и риск. Причем рискуют эти смельчаки жизнью и здоровьем не только собственным, но и окружающих.

У наших ближайших соседей – на Украине и в Белоруссии - до сих пор действует старая советская система, согласно которой полноценные права выдаются новичку после двух лет самостоятельной езды при условии, что он не успел ничего натворить. До этого начинающий водитель обязан придерживаться ограничений скоростного режима. Такая практика существует и в ряде других стран. Интересен опыт Сингапура: там ограничения для новичков касаются не только скорости, но и мощности двигателя – между прочим, весьма дельная мысль!

Хотелось бы надеяться, что отечественная ГИБДД подготовит нововведения, не ограничиваясь изобретением очередного велосипеда. На наш взгляд, начинать необходимо с пересмотра системы подготовки водителей и значительного увеличения продолжительности учебной езды. Для сравнения: водителю городского автобуса на обучение отводится около 300 часов, трамвая и троллейбуса – около 250. Опыт показывает, что для элементарного освоения легкового автомобиля среднестатистическому ученику требуется как минимум 60-70 часов вождения по городским улицам. Конечно, такая мера существенно увеличивает срок обучения и удорожает его. Но ведь жизнь, здоровье, а порой и свобода существенно дороже, не так ли?

17.09.2008 12:32
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе Навигатор автомобилиста:

;