Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина: взмах "шахматного" флажка

  Трагическая ошибка Василия Сталина: взмах 'шахматного' флажка

RSS

Испокон веков флаг с черными и белыми клетками означал финиш. Вот наконец наступил финал и нашей истории. Сегодня будут сказаны последние слова об увлечении спортом сына Вождя. Дальше начнется совсем другая история…

Вернемся к рассказу Бориса Николаевича Курбатова:

-Два немецких гонщика-рекордсмена привезли на ЗИС (ЗИЛ) на грузовиках. Их сгрузили и закатили в экспериментальный цех. Он был в подвале, под основным сборочным цехом и с потолка частенько капало машинное масло. В общем сами представляете какая обстановка…

Руководитель бюро спортивных автомобилей - Сергей Глазунов - решил пустить под разборку более старую машину. Ту, что была с фрикционными амортизаторами и голубоватым кузовом. Сказано - сделано! Развинтили дотла. Обшивка кузова, мотор… Все! Там, собственно говоря, и разбирать было особо нечего. Конструкция шасси - простая рама из труб. Только сварена она была очень аккуратно. С двигателем пришлось повозиться, но и его развинтили до винтика. Мы тогда не знали, что этот 16-цилиндровый двигатель являлся личной разработкой Фердинанда Порше. Хотя, если бы знали, это, наверное, ничего не изменило. Нам нужно было создать свой спортивный автомобиль.

Что нас поразило при разборке… Все детали двигателя были полированными. Может, хромированными. Не знаю. Цилиндры поршня оказались очень маленького диаметра и на вес тяжелыми. Это и понятно - объем двигателя 6 литров, а цилиндров - 16. Объем каждого 375 кубиков, а ход поршня большой. Вот и получается, что диаметр маленький…

-Борис Николаевич, ну и что дала эта разборка? Чему вас научила?

-В самой конструкции, пожалуй, никаких особых тайн не было, но вот тщательность обработки каждой детали для нас была недосягаемой. Может, и сегодня у нас никто коленвалы полировать бы и хромировать не стал… Детали эти были такими красивыми, что разбрелись по всему заводу. Потом бывало в какой кабинет не зайдешь - зеркальными поршнями бумаги на столе прижимались. Их приятно было держать в руках…

-А остальные детали?

-Да они никому особо и не были нужны. Растащили все, что-то в утиль сдали. Машины к нам некомплектными уже пришли из НАМИ. Например, зеркал заднего обзора уже не было. Одни шпиньки торчали. (Это, кстати, хорошо видно на фотографиях). Я говорю - рама и остатки мотора никому нужны не были. А больше там, кроме алюминиевого кузова ничего и не было.

-Понял, тип "С" Grand Prix 1936-1937 года вы разобрали полностью, а со второй машиной, которая типа "D", что сделали?

-Какой это тип я не знаю. Может "D", а может и не "D"… Мы ее пытались запустить и пробовали подготовить к соревнованиям. Возились долго. Жалко, что на самом заводе фотографировать категорически запрещалось. Тогда все было секретным. Я в середине 50-х годов фотографией увлекся, так мне милиция Большой театр снимать не дала. Чуть не арестовали. А на заводе - нет, ни в коем случае!

-А вот эти две фотографии?

-Так это на Минском шоссе, под Кубинкой - туда мы ее на испытания вывезли. Там нам никто запретить не мог. Сами себе хозяева… Вот этот, кстати, в кепке и в светлом плаще и есть наш начальник бюро Глазунов.

Машину мы запустили с трудом. Мы тогда не знали чем ее заправлять. Лили простой бензин марки "Экстра". Двигатель запускался, стрелял, чихал и ехать не хотел. Мы не понимали в чем дело. Но в конце концов что-то подкрутили, поднастроили, я сел за руль и несколько раз прокатился по прямой. Максимальной скорости достиг километров в 120. Больше не получилось… Двигатель гремел и готов был разорваться.

-Хотите Борис Николаевич, я вам скажу на чем они ездили? В топливной смеси почти не было бензина.

-Любопытно бы было узнать.

-Метанол 60 - прооцентов, этанол - 10 процентов, бензол -22 процента, касторовое масло -3 процента, нечто, именуемое Pertolether - 5 процентов. Это только для машин Auto Union и Mercedes-Benz. Для Alfa-Romeo и Bugatti добавляли еще спирт-денатурат и воду. Процентное отношение не помню… Как видите, никакого бензина в чистом виде!

- Никакой касторки мы, естественно, не лили. Простой бензин. И ничего рекордного из этой машины мы выдавить не могли. К тому же у нее была еще одна особенность - не знаю как немцы ими управляли: когда стартуешь, то передние колеса ходили ходуном слева-направо. Как крылья бабочек махали. Мы проверяли все настройки - все было пригнано, подогнано. В общем, как у самих немцев. А вот когда на финише тормозишь, то эти же самые передние колеса ходили ходуном вверх-вниз. Совершенно асинхронно. Левое - вверх, правое - вниз, и наоборот. Какой-то неуправляемый процесс. В общем мы ничего не поняли…

Доложили о результатах начальству и с этим экспериментом было покончено навсегда. Мы приступили к созданию ЗИС-112. Немецкого "гонщика" было решено отправить в металлолом. Мне ее было жалко. Красивая была. Побежал по начальству. Мол, еще не все кончено, потом можно будет попробовать как-нибудь еще. И выделили мне под нее угол в гараже. Там она и простояла все годы. Не скажу, что безбедно. Детали с нее пытались воровать. Например, один карбюратор ушел в неизвестном направлении. Спер кто-то, а зачем неизвестно. Он был прямоточным с нагнетателем. Никуда его применить было нельзя!

Потом, много позже, уже в 70-х какое-то новое начальство прошлось по гаражам и опять затеяли старую песню - хлам, отправить в металлолом. Вот тогда мне и пришлось срочно разыскивать Виктора (Кулбергса). Он забрал ее в Ригу. Там в то время всесоюзный музей организовывался… Отдали и больше я ее не видел.

Я рассказал Курбатову о дальнейшей судьбе спасенного им "Auto Union". Он очень удивился тому факту, что именно его машина стоит сегодня в музее фирмы Ауди в Ингольштадте. Правда, проделав с 1945 по 2002 год весьма замысловатый путь: угольная шахта под Цвикау (Германия) - институт НАМИ (Москва) - завод ЗИС (Москва)- Музей автомототехники (Рига) - реставрационные мастерские (Великобритания) - музей Ауди в Ингольштадте (Германия).

Начальник бюро спортивных автомобилей ЗИС (ЗИЛ) Сергей Глазунов всю оставшуюся свою жизнь посвятил написанию книг про автомобильный спорт. Говорят, что им был написан научный отчет по исследованию двух гоночных машин фирмы Auto Union, но никто его в глаза не видел, да он никому в принципе и не был нужен. В книгах он писал про все: про правила соревнований, про устройство машин всех фирм и моделей, про особенности управления ими. Однако, ни в одной из своих многочисленных книг он НИ РАЗУ НЕ УПОМЯНУЛ ПРО "AUTO UNION"! Как будто он не имел к ним никогда никакого отношения.

Вот и стал виден финиш нашего повествования. Есть смысл вернуться к Василию Сталину, так как в программе соревнований на 7-9 августа 1952 года обнаружилась одна загадка. Посмотрите, пожалуйста, на позицию под номером 5. Там числится некий В.П.Кузнецов, выступающий на автомобиле "Сокол-2000".

-Что это за машина? - спрашиваю я Курбатова. - Кто такой Кузнецов?

-Не было у нас на тех гонках никакого Кузнецова. И "Сокола" никакого не было! Я бы запомнил… А вот в июле я эти "Соколы" мельком видел. Похожи на те машины, что к нам на разборку пришли. Тоже ни черта не тянули. Видать и им бензин не подходил... В августе никаких "Соколов" уже не было!

Отгадка этого, как мне кажется, весьма простая. В июле 1952 года, когда ни один из "Соколов-650" не дотянул до финиша, Василий Сталин сделал августовскую заявку на рекордный заезд своего "вэ-вэ-эсовца" на машине с более мощным "2000" двигателем. Тем временем сам со своим начальником спортивной команды Соколовым срочно вылетает на Си-47 вместе с машинами в Германию. Там их нужно было быстро довести до ума и поставить 2-х литровые двигатели.

Чем это кончилось, мы уже знаем. Ничем! Машины остались в Германии…

В этом месте я ставлю точку. Мы дошли до финиша. Трасса не была гладкой - расследование шло одновременно с написанием этих главок. Часто я сам противоречил себе, так как появлялись новые свидетельства, которые напрочь опровергали предыдущие - я вам рассказывал и об этом. Не возьму на себя смелость со всей категоричностью утверждать, что это был первый опыт интернет-расследования, когда никто не мог сказать о чем будет написано в следующем выпуске. Что получилось, то получилось…

Было ли мое повествование бесполезным? Об этом судить не мне. Но не далее как вчера ко мне пришло письмо от некоего Д.Л. с сообщением, что у него хранится "запчасть от Серебряной Стрелы" - это хитрой формы хомутик, который принадлежал той самой гоночной машине с "голубоватым кузовом и фрикционным амортизатором". Может, что-нибудь и большее найдется?

Я убежден - поиск нужно продолжать. Но тут есть одна загвоздка: тайна может быть раскрыта лишь в одном месте - в институте НАМИ. Там, по-прежнему, как и в сталинские времена, хранят полное молчание. Интересен следующий разговор, произошедший в комнате Бориса Николаевича Курбатова.

-О многом вам мог бы рассказать Георгий Сургучев. Он был гонщиком НАМИ и имел самое непосредственное отношение ко всем "Серебряным Стрелам". Он больше всех вам может рассказать - у них там была "база"... Хотите позвоню?

И он позвонил. Сургучев отчего-то говорить не захотел. Я предпринял попытку исправить положение. Попросил у Курбатова телефонную трубку. Георгий Петрович долго выяснял с кем я встречался в процессе своих поисков, с кем успел поговорить, как их фамилии, когда это происходило и кто я есть - по специальности...

-По образованию инженер. Закончил МАИ. Теперь журналист. Член Союза писателей еще со времен СССР...

-А с Шугуровым вы говорили?

-Пока еще нет. Хотелось бы...

-Телефона я его вам не дам. Ищите, где хотите. А без Шугурова я вам ничего не скажу.

-Георгиий Петрович, я не в первый раз встречаюсь с подобной позицией молчания бывших работников НАМИ и все они не хотят говорить о "Серебряных Стрелах" Auto Union...

-У меня точно такая же позиция.

-Скажите, они еще сохранились? Хоть несколько экземпляров? В НАМИ?

-Я вам ничего не скажу!

Что ж, видимо, есть о чем молчать работникам НАМИ. Даже бывшим!..

Николай Александров

19.03.2002 10:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 12.03.2008
    Алексей
    Оценка автора
    Объективность
    Отличный авто, сложно такую найти и еще трудней продать, а в остальном достойная ауди...
    подробнее
  • 25.06.2008
    Sol2_25062008
    Оценка автора
    Объективность
    Mashina prosto super.... 2 goda ezzu vse ok. (ezzu o4enj mnoga)... malo zret, 4to o4enj prijatno udivilo (9-11 v gorode i 7-8 na trasse) Nas4et remontov... v srednem kak u vseh, no v 1.5-2 raza menshe (esli ne v bolshe raz) 4em u druzej na BMW E39 (znaju istorii 3 E39 (528, 540, 525)- primerno odno i toze... Izdevajusj nad nimi: Mozet hvatit v servise zitj? p.s. eshe na temu patjorki E39.... V A6 gorazdo bolshe mesta v salone 4em v bemke...
    подробнее
  • 08.01.2008
    Тарас
    Оценка автора
    Объективность
    Ауди навсегда! Отличная машина, я её люблю.
    подробнее
;