Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина: "Дело было на ЗИЛе..."

  Трагическая ошибка Василия Сталина: 'Дело было на ЗИЛе...'

RSS

Таинственного в истории с "Серебряными Стрелами" Auto Union с каждым днем становится не меньше, а больше. Очень многое о них знает известный историк отечественного автомобилестроения Лев Шугуров, но он отчего-то не склонен рассказывать в своих книгах и в интервью радиостанции "Эхо Москвы" все до конца. Впрочем, причины его молчания, вполне понятны…

Бориса Николаевича Курбатова я искал долго. Честно говоря не чаял застать его в живых. А он, несмотря на свои почти 90 лет, с упоением смотрит по телевизору гонки Формулы-1 и чрезвычайно живо и эмоционально болеет за команду "Феррари". В его комнате, больше похожей на гараж, все стены увешаны фотографиями гоночных автомобилей (старинными и современными), а к столу привернуты массивные тиски и повсюду разложен слесарный инструмент...

Помог мне его найти директор музея "Старинных экипажей и автомобилей" журнала "Авторевю" - Лев Наумович Железняков.

В начале 50-х годов Борис Николаевич был личностью легендарной. Знаменитый "зисовский" гонщик, знакомый не только с Василием, но и с Иосифом Виссарионовичем Сталиным, возившим в свое время Никиту Сернеевича Хрущева и отказавшийся возить члена бывшего Политбюро ВКП(б) Булганина.

Но обо всем по порядку. Пусть Борис Николаевич рассказывает все сам…

-На завод имени Сталина (ЗИС) я пришел в 1938 году. До этого работал в гараже Совнаркома. Должность тогда называлась "слесарь-водитель". В том смысле, что сам катаешься, но сам и ремонтируешь. Машин было много и разных - иногда другой человек просто не смог бы разобраться в чужой машине. Меня прочили в персональные водители Булганина, но у меня знакомств не было и пропуск в Кремль я получить не мог. Тогда рекомендации сильные нужны были от партийных органов. Машины в гараже Совнаркома в то время были все импортными, но немного устаревшими. А на ЗИСе все новые - им и до войны давалось много совсем новых автомобилей для изучения и "перенятия" опыта. Их там не особенно разбирали и изучали, они больше стояли, а для заводских нужд их использовали редко. Там были: "Линкольны", "Паккарды", Кадиллаки", "Бьюики", "Олдсмобил", "Дженерал Моторс"… Вроде бы гордились своей "коллекцией"… А мне было интересно. Меня всегда к новому тянуло.

Одна из этих машин очень даже была связана с именем Василия Сталина. Он часто бывал на ЗИСе. Приезжал не на машине, а на мотоцикле. Это был шикарный английский мотоцикл "BSA". Ему глянулась одна машина - была она нежно бежевого цвета, вся лакированная, кабриолет и смотрелась очень здорово…

Я не знаю какой из Сталина был спортсмен, но покрасоваться перед окружающими, в том числе и молодыми барышнями, он очень любил.

Машинка эта была "Ля Салле" от фирмы "Кадиллак". (Смотрите на фото.) Ох, хороша была! Работала как часики. Во время войны всю коллекцию отправляли в эвакуацию в Ульяновск. потом они вернулись. Васька Сталин раз попытался ее забрать, два, но мы доложили об этом интересе директору Лихачеву, он позвонил Иосифу Виссарионовичу и Ваську отшили.

-Борис Николаевич, а что с этой машиной случилось потом?

-Она долго была на заводе, а потом куда-то делась. Небось разобрали. Все машины куда-то девались…

Сам Иосиф Виссарионович был не таким строгим, как про него пишут. Вот я помню, как мы ему демонстрировали ЗИС-101. Готовились к этому мероприятию месяц. Лично Лихачев распределял водителей - кому за какой машиной сидеть. Я должен был ехать на "Паккарде". Чтобы Сталин мог сравнить новый ЗИС с тем, с чего его содрали. Получилось все очень смешно, как у нас всегда бывает: команда ехать в Кремль поступила неожиданно в начале седьмого вечера. А в 18.00 все "прикрепленные" водители уже разошлись по домам. Лихачеву пришлось бегать по заводскому двору и собирать всех оставшихся. Уже не очень смотрели кто как одет. В чем были в том и поехали. Подбегает Лихачев ко мне и говорит: "Борис, садись на ЗИС!" Я ему отвечаю: "Я ж по "раскладке" на "Паккарде" должен…" Лихачев: "Садись, тебе говорят!" Ну, мы и поехали…

Встала колонна в том месте, где Царь-Пушка стоит. Приказ такой - с вождем не говорить, вопросов не задавать, рук с руля не убирать ни на секунду… В общем, чтобы диверсию какую не устроить.

Смотрю выходит из чугунных ворот все Политбюро: Сталин, Ворошилов, Микоян, Каганович, Буденый… Лихачев подводит Сталина к моей машине. А это как раз та, которая потом во все фотографии попала - где Сталин красный флажок на капоте рассматривает... (Смотрите фото).

...У меня в дверце стекло опущено. Он подходит. Посмотрел на меня и говорит: "Здравствуйте!" Я ему отвечаю: "Здравствуйте!" - и все, больше ни одного слова. Руки с руля не отпускаю. Лихачев говорит: "Иосиф Виссарионович, посмотрите салон, кресла, попробуйте удобно ли сзади сидеть…" Сталин сел на заднее кресло. Все Политбюро стоит поодаль, о чем-то своем говорят, на машины поглядывают. Я за Сталиным только в зеркальце заднего обзора и понаблюдал. Ничего не могу сказать: понравилась ему сразу наша новинка или нет. Они потом долго с Лихачевым об этом в сторонке говорили…

-Очень интересно. Давайте перейдем к теме спорта… С чего вообще началось на ЗИЛе увлечение автогонками?

-С чего началось? Да у нас тогда вообще время такое было - спортивное. Установка "сверху" была - соревноваться и продвигать достижения советской промышленности. Соревнования с начала 50-х годов проходили по чисто советской формуле - не по объемам цилиндров, не по весу машины, а по маркам заводским. "Победы" свои гоночные машины имели, "Москвичи" - тоже, а у ЗИСа ничего такого гоночного не было. Лихачев дал команду выставиться… Главный инженер завода Лялин выделил три стандартных ЗИС-101. Один - фаэтон, а остальные - лимузины. Поработали мы над ними немного, чуть-чуть форсировали и поехали на испытания. Не далеко - в Подмосковье...

У каждой машины своя команда - первой командовал Сергей Глазунов (он потом писателем стал, много книг про автоспорт написал), второй - Борис Шнейдерман, а вот про третью сказать не могу. Мы "третью" отчего-то называли "Два-Шнейдерман-Два". Потому, что он поставил к себе 2 карбюратора. У нас они в дефеците были.

Я входил в состав команды первой машины. С Глазуновым. Погоняли машины маленько. Доходили до 120 км/час. Тут у нас беда и вышла - не доезжая до Кубинки расплавились коренные подшипники коленвалов. Плавится баббит и ничего с ним не поделаешь... Так у нас ничего с серийными машинами и не вышло. Но делать-то что-то надо…

Было решено создать "Бюро спортивных автомобилей". Руководить им поручили Сергею Глазунову, который командовал на наших неудачных испытаниях "первым номером". И мы начали создавать свой спортивный автомобиль.

В то время наши спецы частенько выезжали на зарубежные салоны. "Холодная война" шла своим чередом, а про технические новинки мы не забывали. И вот подглядел кто-то на автосалоне 1951 года длинный такой американский Buick Le Sabre. С большой единственной фарой на радиаторе. Вот с нее и скопировали то, что потом назвали ЗИС-112. (Смотрите фото).

На ней я участвовал в соревнованиях. Стал мастером спорта. Рекорды устанавливал. Однажды даже с "кукурузником" По-2 (Поликарпов-2, герой фильма "Небесный тихоход") соревновался. Так я самолет обогнал. Двигатель на ней стоял "зисовский" верхнеклапанный, но в обычной классификации она выступать не могла - не серийная. Так она проходила по категории "Заезды на установление рекордов". (Смотрите фото.) Вообще-то хорошая машина была. Я ее потом переделывал много раз - вес уменьшал, длину укоротил. Самый памятный заезд на ней был 7 сентября 1952 года. Да, об этом заезде все газеты и журналы тогда написали…

-Скажите, Борис Николаевич, а как вы с "Серебряными Стрелами" познакомились?

-Познакомился?.. Ну, это не совсем точно. Я на них ездил, я их разбирал и обслуживал. В общем, имел непосредственный контакт! Когда мы начали работать над гоночным ЗИСом нужно было на что-то теоритечески опереться. Мы же настоящих "гонщиков" мирового класса в глаза не видели. Вот и встал вопрос - с чего начинать?

Я про это тогда не знал, а начальство знало отлично - в НАМИ с 45-го года стоит 16 "немцев-рекордсменов". Тех, что все Гран-При в Европе до войны брали. Но это была секретная что ли информация. В общем о ней вслух не говорили...

Глазунов пошел по начальству и кто-то на очень высоком уровне дал команду - выделить две однотипных машины для изучения. Мол, одну испортят, но из двух одну машину всегда сделать смогут. То есть сразу на разлом давали. Привезли их на завод на грузовиках. Одна была белого цвета, как потом оказалось с гидравлическими амортизаторами, а вторая - с голубоватым кузовом и фрикционными амортизаторами. Очень красивые и фантастические машины были. Блесятящие. Много алюминия.

Сгрузили мы их и долго решали с чего начать…

(Продолжение 19 марта 2002 года)

Николай Александров

18.03.2002 10:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 12.03.2008
    Алексей
    Оценка автора
    Объективность
    Отличный авто, сложно такую найти и еще трудней продать, а в остальном достойная ауди...
    подробнее
  • 25.06.2008
    Sol2_25062008
    Оценка автора
    Объективность
    Mashina prosto super.... 2 goda ezzu vse ok. (ezzu o4enj mnoga)... malo zret, 4to o4enj prijatno udivilo (9-11 v gorode i 7-8 na trasse) Nas4et remontov... v srednem kak u vseh, no v 1.5-2 raza menshe (esli ne v bolshe raz) 4em u druzej na BMW E39 (znaju istorii 3 E39 (528, 540, 525)- primerno odno i toze... Izdevajusj nad nimi: Mozet hvatit v servise zitj? p.s. eshe na temu patjorki E39.... V A6 gorazdo bolshe mesta v salone 4em v bemke...
    подробнее
  • 08.01.2008
    Тарас
    Оценка автора
    Объективность
    Ауди навсегда! Отличная машина, я её люблю.
    подробнее
;