Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина: конец спортивной надежды...

  Трагическая ошибка Василия Сталина: конец спортивной надежды...

RSS

Вопрос, который нас мучил с самого начала - сколько гоночных машин фирмы Auto Union привез в 1945 году из Германии генерал Василий Сталин? По нашим подсчетам, опиравшимся на одни свидетельства, выходило 18. На самом деле оказалось всего - 2. И доставлены в Москву они были не поездом, а самолетом, и именно один из них попал на тот злополучный снимок.

Итак, возвращаемся в послевоенную Германию. По всей стране идет демонтаж оборудования. Снимается и вывозится все - от станков и книг, до произведений искусства и рельс с железнодорожных путей. В этой ситуации кажется совсем неожиданным решением СВАГ (Советская военная администрация Германии), которой руководил маршал СССР Г.К.Жуков, создать акционерное общество "Автовело".

В Эйзенахе, на бывших заводах BMW начинается работа по выпуску автомобилей и мотоциклов. Все они увозятся в СССР под маркой "EMW". При этом на оккупированой советскими войсками территории Германии до некоторой степени в подпольных условиях создается конструкторская группа DAMW (Немецкое авто-мото производство). Члены этой группы, найдя оставшиеся детали от довоенных гоночных автомобилей, используя наработки 1940 года Роберта Еберана фон Еберхорста - руководителя КБ Auto Union (над последним предвоенным болидом класса Е), - создают два новых "гонщика".

Создают под угрозой наказания, так как побежденной Германии запрещено иметь свою гоночную команду… Вот еще одна месть победителей - не смогли до войны победить, так теперь запретим и сами возьмем все лавры! Это, кстати очень напоминает нынешние события на зимней Олимпиаде в США. Очень знакомый ход…

Более 75 процентов деталей для новых автомобилей было взято от довоенных прекрасно сохранившихся экземпляров. Машины были сделаны в удивительно короткий срок по "коленно-отверточной" технологии на чудом оставшихся и не вывезенных в Россию станках. Вскоре состоялось и одно-единственное испытание. Машина оправдала все ожидания, хотя и не превзошла довоенные экземпляры. Те были покруче! Они имели хорошую доводку и множество прогонов...

В то время в Германии не осталось опытных гонщиков - Краузе и Баум были староваты, а Бардт и Мелкус малоопытны. Но кому-то нужно было провести испытание…

За руль сел будущая звезда ГДР-овских гонок начала 50-х годов - Эди Бардт. Произошло это 31 марта 1952 года.

Но, как вы понимаете, гонки на оккупированной территории незамеченными остаться не могут. Особенно в тот период, когда Иосиф Сталин дал команду - вывезти из побежденной страны 150 тысяч машин.

Но доложили об этих, невесть откуда взявшихся, расчудесных машинах не Верховному главнокомандующему, а его сыну. Он был ближе и роднее - совсем недавно он здесь, в Германии, руководил авиадивизией. А сейчас возглавлял штаб ВВС МО в Москве.

Василий Сталин - большой поклонник спорта - тотчас загорелся идеей: сделать СССР командой, которая на равных будет соревновать с ведущими державами в автоспорте. Мотокоманда у него уже к тому времени была. Велосипедная тоже… А вот автомобильного спорта до этого дня в СССР вообще не было! Вся история "автоспорта" сводилась к тому времени к нескольким рекламным пробегам новых автомобилей ГАЗ по пустыням и бездорожью…

Оба гоночных болида 8 апреля 1952 года были загружены в личные самолеты Василия Сталина "Си-47"(C-47) и прямиком доставлены в Москву, на Ходынский аэродром. Транспортных люков у этих самолетов не было, поэтому машины пришлось частично разобрать: снять колеса, частично облицовку…

По прибытии на Ходынку автомобили закатили в ангар. Трое механиков команды и личный водитель Василия Сталина принялись за сборку этого автомобиля. Собрать то собрали, но отрегулировать двигатель никак не удавалось. Дело было в том, что на 12-цилиндровом двигателе стояло 12 прямоточных карбюраторов Solex 32, с работой которых механики знакомы не были. Еще одна причина - топливная смесь для этих автомобилей представляла из себя сложную смесь с изрядным количеством метанола.

Двигатели работать не хотели. Что делать? По свидетельствам очевидцев этого события, Василий Иосифович произнес буквально следующее: "Вы же механики! Фронт прошли! Придумайте что-нибудь…"

Механики придумали следующее - они сняли все 12 прямоточных "солексов" и на их место пришпандорили 12 карбюраторов от автомобиля "Опель-Кадет". Двигатель заработал, но мотор еле тянул. Ему не хватало мощности… Было совершено несколько пробных заездов по аэродрому, потом машины увезли на дачу к Василию Сталину и пытались их оживить там, но ничего из этого не получилось.

"Я часто видел этот автомобиль, - говорит мне один из свидетелей событий тех лет.- Мне тогда было 16 лет, я был мотогонщиком, несмотря на то, что учился всего в 8 классе. Неоднократно помогал дяде Леше (один из механиков) выкатывать и закатывать эту машину из ангара. Несколько раз даже посидел в кабине и покрутил руль. Он был съемным…"

Сталин-младший дает команду своему адъютанту и руководителю спортивной команды ВВС МО П.Н.Соколову решить вопрос с двигателями. Тот делает единственно правильное в тех условиях предложение: везти машины назад в Германию, разыскивать тех конструкторов, у которых отняли эти машины, и заставить их налаживать двигатели.

Василий Сталин вместе с Соколовым вылетают на этих же самолетах С-47 в Германию. Там гоночные болиды, так похожие на "Серебряные стрелы", но на самом деле таковыми являющееся лишь наполовину, остаются на ремонт…

Что произошло дальше - не очень понятно. Машины так и остались у тех, кто их создавал. Известно, что они впоследствии участвовали в соревнованиях, снимались в фильмах и нашли свое постоянное пристанище - один в Дрезденском музее техники, а второй в музее английского города Доннингтона.

В России остались лишь фотографии. Снимок, который мы приводим в самом начале - сделан в середине апреля 1952 года, почти сразу же по прибытии машин в Москву. Он сделан на Минском шоссе на стартовой позиции команды ВВС МО. За рулем спортсмен мотокоманды ВВС МО Николай Селиванов (он умер совсем недавно в 1999 году).

Еще одно показательное выступление одной из этих машин состоялось 30 июня 1952 года. Тогда машины до финиша не дошли именно из-за неисправностей карбюраторной системы - без нагнетателей и компрессоров на "опелевских" далеко не уедешь...

Вот именно эти два автомобиля и получили название "Сокол 650"! Но носили они его очень недолго и не имели к советскому автопрому совершенно никакого отношения, о чем в своей книге, к сожалению, не пишет известный историк Л.Шугуров.

Легенда о том, что в создании этих автомобилей принимали участие В.Г.Мискин и его немецкий коллега Й.Витбер на "Автовело" пока реальных документальных подтверждений не имеет…

Так в чем же загадка? - может спросить читатель и будет совершенно прав. А вот в чем: Василий Сталин рвется и хочет создать команду лучших автомобильных гонщиков СССР. Для этого нужны машины! К этому времени в Москве уже есть те самые, привезенные поездом, 18 лучших болидов Европы. Их ему не дают. Он вынужден возиться с какими-то "самоделками". У него ничего не получается.

И вот тут наступает очень странная и таинственная ситуация - федерация автоспорта принимает "решение": с этого момента и все будущее соревнования будут проводиться "по-новому", "по-советскому" (Нам Европа не указ!): категории определяются не по объемам двигателей, а по маркам машин - "Москвич", "Победа", "ГАЗ"… В секретных ангарах стоят двигатели в 16 цилиндров с 6000 кубиками, а на соревнованиях 2-х цилиндровые (кстати, от немецкого мотоцикла ДКВ) и с объемами - 250, 350 и до 600 кубиков. Мы изобрели свою гоночную формулу соревнований - не Формула-1, а Формула-Москвич, Победа, ГАЗ...

Именно по этой причине и оказались, все привезенные из Германии "гонщики", обреченными на разборку и разбазаривание. В соревнованиях они принимать участие не могли. Не попадали в советские категории!

Так политика вмешалась в дела спорта. Указание Иосифа Сталина, не очень любившего своего младшенького за ухаристость и бесшабашность, снявшего к тому моменту под надуманными предлогами своего "непутевенького" со всех постов, было предворено в жизнь! Это диррективное указание (ох, найти бы сей документ!) лишила Василия Сталина - талантливого организатора спорта - возможности заниматься любимым делом. А заодно и весь СССР - автогонками...

Впрочем, к 1956 году, когда Василий Сталин все еще находился в тюрьме, с автогонками в СССР было покончено навсегда. В созданных условиях они захирели и зачахли. Сопротивлялись лишь отдельные энтузиасты - в Харькове и Таллинне.

Николай Александров

(Продолжение следует).

12.03.2002 14:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 12.03.2008
    Алексей
    Оценка автора
    Объективность
    Отличный авто, сложно такую найти и еще трудней продать, а в остальном достойная ауди...
    подробнее
  • 25.06.2008
    Sol2_25062008
    Оценка автора
    Объективность
    Mashina prosto super.... 2 goda ezzu vse ok. (ezzu o4enj mnoga)... malo zret, 4to o4enj prijatno udivilo (9-11 v gorode i 7-8 na trasse) Nas4et remontov... v srednem kak u vseh, no v 1.5-2 raza menshe (esli ne v bolshe raz) 4em u druzej na BMW E39 (znaju istorii 3 E39 (528, 540, 525)- primerno odno i toze... Izdevajusj nad nimi: Mozet hvatit v servise zitj? p.s. eshe na temu patjorki E39.... V A6 gorazdo bolshe mesta v salone 4em v bemke...
    подробнее
  • 08.01.2008
    Тарас
    Оценка автора
    Объективность
    Ауди навсегда! Отличная машина, я её люблю.
    подробнее
;