Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина: конец спортивной надежды...

  Трагическая ошибка Василия Сталина: конец спортивной надежды...

RSS

Вопрос, который нас мучил с самого начала - сколько гоночных машин фирмы Auto Union привез в 1945 году из Германии генерал Василий Сталин? По нашим подсчетам, опиравшимся на одни свидетельства, выходило 18. На самом деле оказалось всего - 2. И доставлены в Москву они были не поездом, а самолетом, и именно один из них попал на тот злополучный снимок.

Итак, возвращаемся в послевоенную Германию. По всей стране идет демонтаж оборудования. Снимается и вывозится все - от станков и книг, до произведений искусства и рельс с железнодорожных путей. В этой ситуации кажется совсем неожиданным решением СВАГ (Советская военная администрация Германии), которой руководил маршал СССР Г.К.Жуков, создать акционерное общество "Автовело".

В Эйзенахе, на бывших заводах BMW начинается работа по выпуску автомобилей и мотоциклов. Все они увозятся в СССР под маркой "EMW". При этом на оккупированой советскими войсками территории Германии до некоторой степени в подпольных условиях создается конструкторская группа DAMW (Немецкое авто-мото производство). Члены этой группы, найдя оставшиеся детали от довоенных гоночных автомобилей, используя наработки 1940 года Роберта Еберана фон Еберхорста - руководителя КБ Auto Union (над последним предвоенным болидом класса Е), - создают два новых "гонщика".

Создают под угрозой наказания, так как побежденной Германии запрещено иметь свою гоночную команду… Вот еще одна месть победителей - не смогли до войны победить, так теперь запретим и сами возьмем все лавры! Это, кстати очень напоминает нынешние события на зимней Олимпиаде в США. Очень знакомый ход…

Более 75 процентов деталей для новых автомобилей было взято от довоенных прекрасно сохранившихся экземпляров. Машины были сделаны в удивительно короткий срок по "коленно-отверточной" технологии на чудом оставшихся и не вывезенных в Россию станках. Вскоре состоялось и одно-единственное испытание. Машина оправдала все ожидания, хотя и не превзошла довоенные экземпляры. Те были покруче! Они имели хорошую доводку и множество прогонов...

В то время в Германии не осталось опытных гонщиков - Краузе и Баум были староваты, а Бардт и Мелкус малоопытны. Но кому-то нужно было провести испытание…

За руль сел будущая звезда ГДР-овских гонок начала 50-х годов - Эди Бардт. Произошло это 31 марта 1952 года.

Но, как вы понимаете, гонки на оккупированной территории незамеченными остаться не могут. Особенно в тот период, когда Иосиф Сталин дал команду - вывезти из побежденной страны 150 тысяч машин.

Но доложили об этих, невесть откуда взявшихся, расчудесных машинах не Верховному главнокомандующему, а его сыну. Он был ближе и роднее - совсем недавно он здесь, в Германии, руководил авиадивизией. А сейчас возглавлял штаб ВВС МО в Москве.

Василий Сталин - большой поклонник спорта - тотчас загорелся идеей: сделать СССР командой, которая на равных будет соревновать с ведущими державами в автоспорте. Мотокоманда у него уже к тому времени была. Велосипедная тоже… А вот автомобильного спорта до этого дня в СССР вообще не было! Вся история "автоспорта" сводилась к тому времени к нескольким рекламным пробегам новых автомобилей ГАЗ по пустыням и бездорожью…

Оба гоночных болида 8 апреля 1952 года были загружены в личные самолеты Василия Сталина "Си-47"(C-47) и прямиком доставлены в Москву, на Ходынский аэродром. Транспортных люков у этих самолетов не было, поэтому машины пришлось частично разобрать: снять колеса, частично облицовку…

По прибытии на Ходынку автомобили закатили в ангар. Трое механиков команды и личный водитель Василия Сталина принялись за сборку этого автомобиля. Собрать то собрали, но отрегулировать двигатель никак не удавалось. Дело было в том, что на 12-цилиндровом двигателе стояло 12 прямоточных карбюраторов Solex 32, с работой которых механики знакомы не были. Еще одна причина - топливная смесь для этих автомобилей представляла из себя сложную смесь с изрядным количеством метанола.

Двигатели работать не хотели. Что делать? По свидетельствам очевидцев этого события, Василий Иосифович произнес буквально следующее: "Вы же механики! Фронт прошли! Придумайте что-нибудь…"

Механики придумали следующее - они сняли все 12 прямоточных "солексов" и на их место пришпандорили 12 карбюраторов от автомобиля "Опель-Кадет". Двигатель заработал, но мотор еле тянул. Ему не хватало мощности… Было совершено несколько пробных заездов по аэродрому, потом машины увезли на дачу к Василию Сталину и пытались их оживить там, но ничего из этого не получилось.

"Я часто видел этот автомобиль, - говорит мне один из свидетелей событий тех лет.- Мне тогда было 16 лет, я был мотогонщиком, несмотря на то, что учился всего в 8 классе. Неоднократно помогал дяде Леше (один из механиков) выкатывать и закатывать эту машину из ангара. Несколько раз даже посидел в кабине и покрутил руль. Он был съемным…"

Сталин-младший дает команду своему адъютанту и руководителю спортивной команды ВВС МО П.Н.Соколову решить вопрос с двигателями. Тот делает единственно правильное в тех условиях предложение: везти машины назад в Германию, разыскивать тех конструкторов, у которых отняли эти машины, и заставить их налаживать двигатели.

Василий Сталин вместе с Соколовым вылетают на этих же самолетах С-47 в Германию. Там гоночные болиды, так похожие на "Серебряные стрелы", но на самом деле таковыми являющееся лишь наполовину, остаются на ремонт…

Что произошло дальше - не очень понятно. Машины так и остались у тех, кто их создавал. Известно, что они впоследствии участвовали в соревнованиях, снимались в фильмах и нашли свое постоянное пристанище - один в Дрезденском музее техники, а второй в музее английского города Доннингтона.

В России остались лишь фотографии. Снимок, который мы приводим в самом начале - сделан в середине апреля 1952 года, почти сразу же по прибытии машин в Москву. Он сделан на Минском шоссе на стартовой позиции команды ВВС МО. За рулем спортсмен мотокоманды ВВС МО Николай Селиванов (он умер совсем недавно в 1999 году).

Еще одно показательное выступление одной из этих машин состоялось 30 июня 1952 года. Тогда машины до финиша не дошли именно из-за неисправностей карбюраторной системы - без нагнетателей и компрессоров на "опелевских" далеко не уедешь...

Вот именно эти два автомобиля и получили название "Сокол 650"! Но носили они его очень недолго и не имели к советскому автопрому совершенно никакого отношения, о чем в своей книге, к сожалению, не пишет известный историк Л.Шугуров.

Легенда о том, что в создании этих автомобилей принимали участие В.Г.Мискин и его немецкий коллега Й.Витбер на "Автовело" пока реальных документальных подтверждений не имеет…

Так в чем же загадка? - может спросить читатель и будет совершенно прав. А вот в чем: Василий Сталин рвется и хочет создать команду лучших автомобильных гонщиков СССР. Для этого нужны машины! К этому времени в Москве уже есть те самые, привезенные поездом, 18 лучших болидов Европы. Их ему не дают. Он вынужден возиться с какими-то "самоделками". У него ничего не получается.

И вот тут наступает очень странная и таинственная ситуация - федерация автоспорта принимает "решение": с этого момента и все будущее соревнования будут проводиться "по-новому", "по-советскому" (Нам Европа не указ!): категории определяются не по объемам двигателей, а по маркам машин - "Москвич", "Победа", "ГАЗ"… В секретных ангарах стоят двигатели в 16 цилиндров с 6000 кубиками, а на соревнованиях 2-х цилиндровые (кстати, от немецкого мотоцикла ДКВ) и с объемами - 250, 350 и до 600 кубиков. Мы изобрели свою гоночную формулу соревнований - не Формула-1, а Формула-Москвич, Победа, ГАЗ...

Именно по этой причине и оказались, все привезенные из Германии "гонщики", обреченными на разборку и разбазаривание. В соревнованиях они принимать участие не могли. Не попадали в советские категории!

Так политика вмешалась в дела спорта. Указание Иосифа Сталина, не очень любившего своего младшенького за ухаристость и бесшабашность, снявшего к тому моменту под надуманными предлогами своего "непутевенького" со всех постов, было предворено в жизнь! Это диррективное указание (ох, найти бы сей документ!) лишила Василия Сталина - талантливого организатора спорта - возможности заниматься любимым делом. А заодно и весь СССР - автогонками...

Впрочем, к 1956 году, когда Василий Сталин все еще находился в тюрьме, с автогонками в СССР было покончено навсегда. В созданных условиях они захирели и зачахли. Сопротивлялись лишь отдельные энтузиасты - в Харькове и Таллинне.

Николай Александров

(Продолжение следует).

12.03.2002 14:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 23.04.2012
    ULCHerAS
    Оценка автора
    Объективность
    В эксплуатации А4 Allroad оказался жестким динамичным и маневренным. Возможности автомобиля впечатляют, ходовые характеристики достойные, разгоняется автомобиль за 5 секунд до сотни и имеет постоянный полный привод. Коробка активная, так что можно менять режимы прямо при движении. Автомобиль хорошо обучается. Руль, педали и коробка настраиваются персонально и имеют 3 стандартных позиции: Комфорт, Авто и Динамика, настроенных для разных ситуаций. При движении в режиме Комфорт, руль плавный и "ленивый", а педель газа и тормоза работают почти незаметно, скорость до 40-50 км/ч...
    подробнее
  • 18.04.2012
    hodosePA
    Оценка автора
    Объективность
    Автомобиль Audi A6 очень хорошо идет по трассе, при движении никакой раскачки, машина устойчива при поворотах. Очень приемистый автомобиль, разгоняется плавно без рывков. Благодаря хорошей согласованности при работе с автоматической 7 ступенчатой коробкой мультитроник, обороты двигателя при скорости 170 км/ч всего 2700 об/мин и маленький расход топлива. Получается в среднем при движении на скорости 90 км/ч расход около 5,5 литра на 100 км, в смешанный цикле расход 6,7 литров на 100 км, и в городском цикле около 8,8 литров на 100 км, и это соответствует практически данным ...
    подробнее
  • 06.04.2012
    operaRASha
    Оценка автора
    Объективность
    Достоинства и недостатки автомобиля. Мои впечатления. Автомобиль очень маневренный, радиус разворота минимальный, по узким дворам практически идеально. Жесткий задний мост, но именно этим объясняется такая устойчивость автомобиля на дороге, при движении авто почти не кренится. Различные препятствия во дворах передом проходит мягко, задними колесами жестковато. О скоростных возможностях двигателя можно сказать много хорошего, до сотни разгоняется очень быстро, но если во время движения в авто находятся двое хорошо упитанных человека, становятся заметны провалы в перекл...
    подробнее
;