Найти

Человек, спасший национальную реликвию Германии

  Человек, спасший национальную реликвию Германии

RSS

На днях исполнилось 90 лет Борису Николаевичу Курбатову. Это один из самых знаменитых гонщиков СССР.

Борис Николаевич пришел на завод ЗИС (ЗИЛ) в далекие довоенные годы. Там он долгое время был водителем-испытателем. Его лично знал директор Лихачев.

Однажды, как вспоминает Борис Николаевич, вечером нужно было демонстрировать новую продукцию завода Сталину. Для этого несколько новых машин нужно было транспортировать в Кремль. Но мероприятие так долго готовилось, что когда настал час ехать и представлять новые ЗИСы, то наступил поздний вечер и штатного водителя на месте не оказалось. Лихачев приказал садиться за руль самого представительного ЗИС-101 Курбатову. Тот, как на счастье, оказался прилично одетым.

-Нам дали строгую команду, - говорит Борис Николаевич, - со Сталиным не разговаривать, в его сторону не смотреть, рук с руля не снимать. Приехали в Кремль без проблем. Достаточно быстро вышло все Политбюро. Мне было хорошо видно, что Сталин о чем-то оживленно беседовал с Калининым. Смеялся. Все Политбюро встало чуть в стороне. А Лихачев подвел Сталина к моей машине. Сталин без труда открыл заднюю дверцу, похлопал рукой по обшивке сидения, довольно хмыкнул. Сел на кресло. Посмотрел в сторону Лихачева: "Не тесно будет?"

-Что вы, товарищ Сталин, - сказал Лихачев. - Очень удобно. И материал сидений хороший!

Я сидел ни жив, ни мертв. Очень волновался. Даже руки вспотели… Сталину машина понравилась. Затем он подошел к капоту и зачем-то погладил рукой эмблему - красный флажок.

-Хорошо!-сказал Сталин и пошел к следующей машине…

Борис Николаевич, начиная с 1951 года был лидером в спортивной команде ЗИЛа. Неоднократно становился чемпионом СССР. Об этом, между прочим, много писалось в газетах и журналах тех лет. Но мало кто знает о настоящем подвиге, совершенном Курбатовым для истории автомобилестроения…

В 1951 году на завод ЗИС были доставлены из НАМИ два трофейных гоночных автомобиля фирмы Auto Union. Один автомобиль полностью разобрали, изучая разработки гениального Фердинанда Порше, второй собирались отправить в металлолом. Курбатов, не имея никакого инженерного образования, понял, что машина представляет огромный интерес, и в течение почти 30 лет не давал ее отправлять на свалку. Многие годы он прятал ее в укромных уголках заводской территории. Лишь в середине 70-х годов, когда ситуация на заводе немного изменилась и люди стали проявлять интерес к истории автомобилестроения, он с легким сердцем передал гоночный автомобиль в Рижский музей. Прошло еще несколько лет и Auto Union из Риги перекочевал в Германию. Сегодня, если вы окажетесь в музее города Ингольштадт, вы можете посмотреть на Auto Union спасенный Борисом Курбатовым.

Сегодня Борис Николаевич живет на окраине Москвы в небольшой квартирке с женой. Здоровье его, честно говоря, неважное. Сильно ослабло зрение. Но внешне он так же энергичен и бодр, и с поразительным азартом болеет за команду Формулы-1 "Ferrari". Беда лишь в том, что слышать-то он слышит, а сами машины видеть уже не может. В день юбилея гонщика поздравило руководство завода ЗИЛ. Представители фирмы Audi, для которой Курбатов сделал не так уж и мало, об этой дате, наверное, и не знало...

Фотографии:

1. 1952 год, Борис Курбатов за рулем гоночного Auto Union во время испытательного пробега. Подмосковье. (Из архива Бориса Курбатова).

2. Конец 30-х годов. Этот Auto Union под управлением Ханса Штюка был предназначен для горных гонок. Германия. (Из архива фирмы Audi).

3. Середина 70-х годов. Гоночный Auto Union переезжает из Москвы (завод ЗИЛ) в музей города Риги. (Архив Виктора Кулбергса. Рига).

4. Музей Audi. Ингольштадт. Бавария. Экспонат - тот же самый гоночный автомобиль, что и на снимках номер 1 и номер 3. (Фото Н. Александрова).

(Предупреждение: перепечатка материала запрещена).

03.03.2004 10:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

;