Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина - Карассики в мутной воде...

  Трагическая ошибка Василия Сталина - Карассики в мутной воде...

RSS

Чтобы понять кто такой Карассик из США и как он вышел на "Серебряные стрелы", нужно немного вернуться назад по "вектору времени". Иначе его "находка" покажется чистым стечением обстоятельств, везением и не более того. Хотите верьте, хотите нет, но то, что нашел Карассик сегодня можно увидеть сразу в двух - увы, не российских, музеях. И там, и там стоит один и тот же автомобиль: в Германии под номером 14, а в Риге - без номера. Почему без номера? Ну, все же в музее AUDI стоит стопроцентный оригинал, а в рижском автомузее - всего лишь пусть и очень точная, но копия…

Про Пауля (Павла) Карассика мой друг из Южной Африки пишет следующее - "по национальности югослав, имеет жену русскую, но зовут ее Барбарой (Варварой?), которая потомок от белых эмигрантов…" - стилистика письма сохранена. Живут они во Флориде в США.

Фритц Экштейн не хуже меня знает, что такой национальности, как "югослав" на свете не существует. Есть сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы (почти те же сербы, но сами себя таковыми признавать не хотят), македонцы… Полагаю, что он специально назвал Карассика югославом, чтобы не разжигать межнациональный конфликт - жители Германии, как я заметил, вообще избегают разговоров на национальные темы после 1945 года и скорее скажут югослав, чем захотят услышать - опять на фашизм потянуло?.. "Обжегшись на кипятке, дуют на молоко…" - кажется эта пословица звучит так.

Ну, и пусть Карассик будет "югославом". Для нас в этом нет никакой принципиальной разницы. Только не стоит путать этого Карассика с литературным и киногером замечательного детского писателя Льва Кассиля - инженером Карасиком. В книге и фильме "Вратарь республики", тот Карасик - невысокий, смешной, влюбленный в технику, в гонки, в футбол и в девушек - человечек. Сплошное обаяние и никакого расчета, кроме инженерного...

Гоночные машины фирмы Auto Union волновали Павла Карасика с самого детства. В начале 80-х годов он принялся их разыскивать. Сначала он искал их следы в Румынии, Болгарии и Польше, где видел много других ценных машин вроде довоенных Mercedes, Horch, но реальных "гонщиков" Auto Union не обнаружил. Он совершил множество трансатлантических поездок, и много говорил об этих машинах в барах и кафе, где пытался выведать хоть кроху информации. Машины просто не шли ему в руки, а потом сразу неслыханно повезло. Однажды он добрался до Украины. И в одном из сараев под Кременчугом вдруг обнаружил под брезентовыми чехлами два "Typ-D"!

Кроме самих машин Карассик распознает множество родных запчастей, упакованных в коробки и стоящие тут же в гараже. Самое главное, что сделал Карасик, прикинулся огорченным - это совсем не то, что я искал; это ничего не стоящая дешевка; ломанного гроша она не стоит и так далее...

Украинцы оказались терпеливыми - не нравится, дело твое... Два года ушло у Карассика на уговаривание. Много было роздано бутылок водки и горилки, прежде чем продавцы и покупатель ударили по рукам. О цене, достигнутой тогда, никто не знает и по сей день. Машины были доставлены на юг Англии, где их реставрацией занялись Дик Кростваит и Джон Гардинер от фирмы Buxted. Фирма Mahle в Штутгардте произвела новые поршни для этих двух автомобилей, и новые блоки цилиндров, так как старые от времени и коррозии стали "пористыми".

Часть деталей кузова также изготавливались снова. Оригинальные свечи изржавели. Их делали на каком-то авиапредприятии и все одно они получились немного другими, не такими как должны были быть в оригинале. Затраты на ремонт превзошли ожидаемое Карассиком в 5 раз...

В 1994 автомобили были готовы к испытанию. Они прошли успешно, но мощность, по сравнению с 1938 годом, оказалась иной - 390 л.с. сейчас, против прежних - 485 л.с. продемонстрированных на Гран-При в Белграде 3 сентября 1939. Один из этих автомобилей Карассик продал Audi, второй оставил для себя...

Но стоит рассказать не о Карасике, а о Викторе Кулберге - энтузиасте и знатоке авто-мото истории, благодаря которому из свалки металлолома на заводе ЗИЛ одна "Серебряная Стрела" оказалась в музее Audi.

С давних пор в Риге существовал Мотор-Клуб Автостарины. В этом клубе однажды появился один Auto Union. Это был "Тип C/D". Несколько странное наименование обозначает, что машина имела секцию носа "Типа D" и тыловую часть "Типа C" с V16 двигателем Фердинанда Порше.

Это была особая конструкция для гонок не по ровной, а по пересеченной и холмистой местности по мокрому, а не только по сухому, шоссе. С этой проблемой немцы долго боролись и только с таким конструктивным решением C/D они смогли прийти к победе в середине 30-х.

Автомобиль имел спецконструкцию задних колес, которая позволяла обеспечивать лучшее сцепление с трассой.

Фритц Экштейн считает, что это - единственный автомобиль, более или менее прилично переживший путешествие в СССР и обратно. Его поразило, что тот неплохо сохранился. Как он ошибался! Его нашли совсем в ином виде...

Во времена СССР многие студенты ВУЗов, живущие в одной республике, проходили преддипломную практику на заводах, фабриках и в НИИ совсем другой республики. Автор этих строк, заканчивая Московский авиационный институт, три месяца трудился в Вильнюсе. Рижские студенты - в Москве, на ЗИЛе.

Практикантов использовали как могли - чаще на второсортных работах, не требующих высокой квалификации и знаний. Рижских студентов заставили убирать металлолом на заводском дворе. При разборке завалов они обнаружили массу некогда полированного алюминия, непонятный двигатель о 16 цилиндрах, остатки спицованных колес и еще много непонятных железок явно нерусского происхождения. Каким-то внутренним чуством они ощутили - речь идет о чем-то очень мощном, скоростном и гоночном… И позвонили в Ригу!

Кулберг примчался со скоростью ветра. Тотчас опознал среди кучи хлама легендарный Auto Union и, дав задание студентам аккуратно раскладывать все по кучкам и проявить максимум осторожности и бережливости, помчался по начальственным кабинетам. Сначала руководства ЗИЛа, а потом и выше…

Перед Кулбергом стояла архиважная задача - убедить чиновников, что ему этот автомобиль очень нужный и при этом не выдать тот факт, что он очень ценный со всех точек зрения - исторической и финансовой.

Что уж он там говорил, какие приводил доводы, сегодня может рассказать только он сам. Но затея ему удалась! В грозное советское время, когда лозунгом дня было - не разбазаривать народное достояние - он увез автомобиль в Ригу.

Сегодня, по прошествии десятилетий, очевидцы той истории утверждают, что Кулберг "педалировал" на пополнение коллекции будущего автомузея не одной какой-то республики, а всего СССР. О том, что музею СССР нет другого места, как в городе, где родился "Руссо-Балт". О том, что Латвия - самая автомобильная республика всего СССР. Эстония, например, более подходит для музея мотоспорта и парусного спорта. Литва - для изучения истории велосипедов…

В общем Кулберг к великому собственному изумлению добился положительного результата - Auto Union номер 14 оказался в Риге. Там он и был восстановлен в первозданном виде.

Любопытно, что латвийцы не смогли заставить двигатель развивать больше чем 1000 об/мин. Из-за проблемы с клапанами. Именно это и послужило причиной принятия решения о продаже автомобиля фирме AUDI, при условии, что они вернут точную копию в качестве части оплаты.

Восстанавливать этот автомобиль пришлось так же Дику Кростваиту и Джону Гардинеру (Crosthwaite и Gardiner). Кроме того, они построили точную копию для Риги и еще одну - другую точную копию "Тип C", который хранится в новом музее VW в Autostadt в Вольфсбурге, Германия.

Чуть-чуть нарушая ход течения времени, скажу - в 1993 году рижане вывозили свой Auto Union на выставку в Западный Берлин и там он был замечен. Им предложили посетить миллиардера Винкрофда, устраивавшему презентацию частной гоночной трассы для Формулы-1. Миллиардер возжелал устроить состязание двух машин своего детства: "Auto Union" и "Mercedes" 1938 года. За руль последнего он сел лично. На "гонке" присутствовали принцесса Диана и король Хусейн.

Винкрофд за доставленное ему несказанное удовольствие покрыл рижанам все расходы на поездку туда и обратно и выплатил приличный гонорар. Но это было до продажи машины Audi.

Когда журналисты Латвии разузнали про эту сделку, то разразился скандал. Многие считали, что оригинал, ценнее действующей блестящей копии. Но скандал замяли, журналистов прилично угостили на презентации музея и все пошло своим чередом. Цена сделки осталась неизвестной, но, как удалось прознать репортерам, только страховка автомобиля в компании "Ллойд" потянула на 17 миллионов немецких марок.

Итак, продолжим инвентаризацию - один родстер правдами и неправдами из России ушел в музей Audi. Слава Богу! Сохранился. Два ушли через Украину. Что в сухом остатке?

И вот тут начинаются новые тайны. Как упоминалось ранее, Василий Сталин привез в СССР - 14 машин Auto Union. Лично я бы сбавил еще один - тот гоночный Wanderer B25K - тоже относился к изделиям фирмы и запросто мог попасть в "общий подсчет". Кстати, это автомобиль - по внешнему виду не такой уж и гоночный и без буквы "В" в индексе в Москве имеет место быть, его видели, он не раз "проскальзывал" по Москве и Подмосковью. Может, это и не совсем тот, о котором идет речь.

Тринадцать минус три - равно 10. Четыре из них в 1974 году видели инженеры из ГДР в институте НАМИ. Где эти четыре машины - неизвестно... Виноваты сами немцы - не надо было столь громко цокать языками и выражать восхищение. В НАМИ поняли, а скорее всего и знали, каким сокровищем обладают и, похоже, надежно припрятали автомобили от посторонних глаз.

Официальная версия звучит так: разобраны до последнего винтика. Не верится, но ладно - будущее покажет.

Лев Шугуров дал почти точную адресацию распределения машин: НАМИ - 4 штуки (осталось 6), ЗИС, ГАЗ, МЗМА... ЗИС (ЗИЛ) - количество не известно, но не одну (там их студенты Кулберга видели в количестве не менее трех - одна теперь на AUDI, минус две - в остатке 4.

С МЗМА (теперь это АЗЛК) - очередная загадка… По свидетельству Шугурова автомобили заводу для изучения давали, но там их отчего-то никто и никогда не видел…

Говорит один из быших сотрудников завода, конструктор, изучавший все новинки, в том числе и гоночные (он пожелал остаться неизвестным): "Не припоминаю… Если бы такое случилось, то я бы об этом наверняка знал. Да и не прошел бы он мимо нашего КБ. На АЗЛК к идее создания гоночного автомобиля относились серьезно… Да, вы что? Об этом было бы столько разговоров… Здесь какая-то загадка!"

Загадок здесь много. Оставим на время тему подсчета "потерянных" машин, провернем часовую стрелку назад, лет этак на 50, и вернемся к нашему главному герою - Василию Иосифовичу Сталину.

Привезя машины в Москву, Василий Сталин, отчего-то не мог выставить их на соревнованиях. Кто-то, где-то, что-то припоминает… При этом сообщается, что один родстер попал в аварию в гонке 50 года под Челябинском. Что за гонка? Кем организовывалась? В каком именно первенстве? Информации нет… Вторую машину вроде бы постигла примерно та же самая участь, но на Минском шоссе. Причем, когда мне об этом рассказывали, все время в словах сквозила неуверенность - то ли речь шла об Auto Union, то ли о мифических "Соколах" от русско-немецкого акционерного общества "Автовело", организованного маршалом Г.Жуковым…

Что ж, обратимся к первоисточникам - в годы, о которых мы ведем речь, автомобильный и мотоциклетный спорт в нашей стране был развит. Ранее я об этом отзывался с изрядной долей скепсиса, но теперь пришло время исправить ошибку. Проводились различные соревнования - на первенство Москвы, всесоюзные соревнования.

Я не поленился и перечитал журнал "Автомобиль" за 1949 -1952 годы. Это орган Министерства автомобильного транспорта РСФСР, носивший статус "научно-производственного". Почти в каждом номере статьи о гонках…

Кто соревнуется? Команды ВВС (эта команда Василия Сталина), "Динамо", "Спартак", "Торпедо", "Буревестник", "Труд", "Трудовые резервы", "Досарм"… И на чем соревнуется? Специально оснащенные и переоборудованные "Победы", "Москвичи", "Харьков", "Звезда", "Шахтер"… Примерно с середины 1950 года команда ВВС из списков участников выпадает, до этого одерживая первые места в соревнованиях любого ранга. Это уже само по себе вызывает вопросы - отчего и почему? Видимых причин спортивного характера не обнаруживается. А политического?

Вот они-то как раз и есть!

СССР, возрождаясь после Второй мировой войны, стремительно налаживал выпуск собственных автомобилей - на каждой обложке журнала "Автомобиль" изображен, с каждой его страницы сверкает свежей краской: "ЗИМ", "ЗИС", "Победа" или "Москвич"… В статьях рассказывается о первых туристических путешествиях по стране на отечественных автомобилях, о том как колхозники Туркмении приобретают "Москвичи", о том как построена первая бензозпаправочная станция, о том как утверждается проект новых автобучных остановок… Все - отечественное, победное, родное, домотканное…

Я преднамеренно не стал пересказывать суть тех статей, а решился на беспрецедентный шаг - прочтите сами эти потрясающие документы, прячущиеся за фотографиями справа, и поразмышляйте на досуге, насладившись стилем и слогом журналистики тех времен.

При этом обратите, пожалуйста, внимание на одну машину. Право слово, она того стоит! Я имею в виду некоего неизвестного гонщика, не представляющего совершенно никакую команду - В.Никитина на автомобиле собственной конструкции. Статья называется "Новый абсолютный рекорд скорости на спортивном автомобиле". Автор статьи отчего-то не решился написать свою настоящую фамилию, скрывшись за инициалами В.Б. И все в этой статье похоже на правду, но скорее всего полная ложь - на снимке из журнала №7 за 1951 год на нас из глубины кадра движется самый настоящий Auto Union...

Вот мы и подошли вплотную к трагедии Сталина. Он со своей коллекцией "арийско-фашистских" - "Серебряных стрел" попал как кур в ощип. Чудо техники стоит в ангаре на Ходынке, блестит полированным алюминием, все они - победители Гран-При, хранящие тепло рук Розенмайера, Штюка, Петча, Варзи, а показать их никому нельзя. Только под вымышленным именем. Ни на одной гонке, ни на одном первенстве!

В этих машинах сотни "лошадей"! В них 6000 кубиков! Тогда, как на всех первенствах - крошечные объемы. Многие их них превысили 400 км. отметку в скорости. На отечественных чемпионатах - стрелка спидометра едва переваливает за 100.

Вам эта ситуация ничего не напоминает? Не автомобильное… Например, историю с "Сокровищами Трои", археолога Шлимана. Которое по сей день хранится в России, которое вывозилось из Германии почти одновременно с "Серебряными стрелами", и которое почти 60 лет хранилось в тайне в русских запасниках. Только недавно "троянское золото", наличие которого у нас - в России, категорически отрицалось, было выставлено в музее. Не надолго, всего на несколько дней. И разразился скандал! Германия тотчас потребовала его возвращения…

Бог с ним с золотом. Его не отдадут на исследование в НАМИ или ЗИЛ для исследования тамошними конструкторами: "Как это древние мастера, интересно, чеканили вот эту завитушку? А какой это пробы подвесочка?" Такое и в голову никому не придет. А с машинами, представлявшими национальную гордость немецкого народа, подобное учудили с необычайной легкостью. Лично я разницы никакой не вижу - для меня "Золото Трои" и "Серебряные стрелы" Auto Union - понятия родственные. Не знаю, как для вас…

Тут, кажется, нужно говорить о финише, но, честное слово, рано. Подведем лишь промежуточный итог, чтобы оставить в покое прах Василия Сталина.

Сын Вождя, по недоразумению или понадеявшись на вседозволенность, совершил трагическую ошибку - будучи неофициальным и весьма талантливым, как теперь оказывается, спортивным тренером всего СССР, он не мог, даже будучи сыном Вождя, выставить свою, собранную со всей страны, команду автогонщиков - на САМЫХ ЛУЧШИХ МАШИНАХ В МИРЕ!

Лучших машин просто в то время не было ни в США, ни в Италии, ни во Франции, ни в самой Германии! Мы вывезли все… А кататься на "не отечественном" папа не разрешал.

Следующая наша страница - про НАМИ. Собственно говоря, того злополучного отчета о разбрке "Серебряной Стрелы" мы пока не нашли, но нашли другие отчеты - писавшиеся в одно с ними время - и в них много прелюбопытнейшего!

Естественно, продолжение следует...

Николай Александров

25.02.2002 13:00
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 23.04.2012
    ULCHerAS
    Оценка автора
    Объективность
    В эксплуатации А4 Allroad оказался жестким динамичным и маневренным. Возможности автомобиля впечатляют, ходовые характеристики достойные, разгоняется автомобиль за 5 секунд до сотни и имеет постоянный полный привод. Коробка активная, так что можно менять режимы прямо при движении. Автомобиль хорошо обучается. Руль, педали и коробка настраиваются персонально и имеют 3 стандартных позиции: Комфорт, Авто и Динамика, настроенных для разных ситуаций. При движении в режиме Комфорт, руль плавный и "ленивый", а педель газа и тормоза работают почти незаметно, скорость до 40-50 км/ч...
    подробнее
  • 18.04.2012
    hodosePA
    Оценка автора
    Объективность
    Автомобиль Audi A6 очень хорошо идет по трассе, при движении никакой раскачки, машина устойчива при поворотах. Очень приемистый автомобиль, разгоняется плавно без рывков. Благодаря хорошей согласованности при работе с автоматической 7 ступенчатой коробкой мультитроник, обороты двигателя при скорости 170 км/ч всего 2700 об/мин и маленький расход топлива. Получается в среднем при движении на скорости 90 км/ч расход около 5,5 литра на 100 км, в смешанный цикле расход 6,7 литров на 100 км, и в городском цикле около 8,8 литров на 100 км, и это соответствует практически данным ...
    подробнее
  • 06.04.2012
    operaRASha
    Оценка автора
    Объективность
    Достоинства и недостатки автомобиля. Мои впечатления. Автомобиль очень маневренный, радиус разворота минимальный, по узким дворам практически идеально. Жесткий задний мост, но именно этим объясняется такая устойчивость автомобиля на дороге, при движении авто почти не кренится. Различные препятствия во дворах передом проходит мягко, задними колесами жестковато. О скоростных возможностях двигателя можно сказать много хорошего, до сотни разгоняется очень быстро, но если во время движения в авто находятся двое хорошо упитанных человека, становятся заметны провалы в перекл...
    подробнее
;