Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина - детектив продолжается…

  Трагическая ошибка Василия Сталина - детектив продолжается…

RSS

В 1947 году Василию Сталину присвоили звание генерал-майора авиации и перевели в Москву. Но часть авиационных подразделений, которыми он ранее командовал, находилась в Германии до 1952 года. В частности 145-я воздушная дивизия квартировавшаяся в Дальгофе. Там и собирались для отправки гоночные машины, составлявшие гордость "Третьего Рейха"…

Отправлялись машины в Москву железнодорожным транспортом. Каждый автомобиль в отдельном вагоне и с надлежащей охраной. Кроме гоночных автомобилей паковалось и прочее трофейное имущество офицеров с высоким положением. Для Василия был загружен "Паккард", за который - как следует из допросов - он уплатил "несколько сот тысяч марок", а точной цены машины он в 1953 году уже не "помнил".

Что же было в тех вагонах? Гоночные - BMW 328, Wanderer-W25K, Alfa-Romeo - 8C-2900, Jaguar-CC100, остальные - все "Auto Union". Если принять во внимание, что Фриц Экштейн, приславший мне письмо из Южной Африки, не ошибается и называет общее число вывезенных из Германии гоночных автомобилей 18, то на долю "Auto Union" выпадает 14.

Почему Василий Сталин, имевший под своим крылом всю московскую авиацию, а на самом деле и авиацию всей страны - папа сыну в это время еще не отказывал в просьбах - не использовал авиатранспортный вариант? Причин несколько. Первая - подходящего самолета не по грузоподъемности, а по ширине грузового люка, в то время не было. Дуглас, Ли-2, Ил-12 - использованы быть не могли. Они имели слишком маленькие входные люки. Причина вторая - Сталин младший понимал ценность захваченных спортивных трофеев и не мог доверить своим "соколам" столь ценный груз. Катастрофы с самолетами происходили тогда не реже, чем сейчас, а рисковать ценным грузом не хотелось. По железной дороге надежнее… Причина третья - даже если бы в салон самолета и удалось впихнуть гоночный автомобиль, то только один. Это означало, что рейсов нужно было сделать, как минимум, восемнадцать. Непозволительная роскошь даже для сына вождя…

Поезд имел литерный номер, шел практически без остановок до самой Москвы. По проездным документам состав числился как военный, вывозящий оружие и спецтехнику, а по голубым околышам, петлицам и погонам охраны можно было понять, что загружены самолеты… Командовали "парадом" двое самых ближайших помощников Василия Сталина - Соколов и Дагаев.

Прибыл состав на Белорусский вокзал и почти сутки простоял без разгрузки. Разгрузка началась только ночью, чтобы не было лишних свидетелей. Далее машины загружались в грузовики, накрывались брезентом и ехали прямиком на территорию штаба ВВС Московского военного округа - на Ленинградский проспект, в район метро "Аэропорт"…

Этот район Москвы примечателен - смотрите сами: Центральный аэродром (бывшая Ходынка, ныне "Аэровокзал"), бывшая "Академия ВВС им. Жуковского" (путевой дворец Императрицы Екатерины II), спортивный комплекс "Крылья Советов", музей "Авиации и космонавтики" и др. Все рядышком с Белорусским вокзалом! Все в одном месте - "собрал" и кое что даже специально построил - Василий Сталин, в свою бытность командующим ВВС Московского военного округа. Нет, наверное, в Москве другого такого района, где было бы столь большое название улиц, связанных с авиацией…

В этом месте прервем на несколько минут повествование и зададимся вопросом: достаточно ли отчетливо представлял Сталин-младший обладателем какого сокровища он обладал?

Представлял прекрасно. Похоже, что вообще все довоенное время за спортивными успехами Германии и ее техническими решениями в СССР следили не просто внимательно, но и очень пристально. Поэтому, пусть вас это не удивляет, сразу же после оккупации Германии советская военная администрация создает АКЦИОНЕРНОЕ(!) общество "Автовело", в состав которого входит завод компании "Байерише моторенверке" в Эйзенахе, научно-техническое бюро в Хемнице ("Авто Юнион") и завод "Симсон"(мотоциклы АВО). На работу принимались немецкие инженеры и рабочие, конструктора и сборщики. С конвейера этого предприятия достаточно быстро начали сходить BMW 321 довоенной модели. А потом и новый - "340-й", а также мотоциклы BMW R35 и затем АВО 425.

Очень интересный факт - в то время автомобили и мотоциклы, фактически бывшие BMW, имели почти ту же эмблему, но с абревиатурой ЭМВ (Эйзенах Мотор Веркен) и красно-белой, а не бело-голубой, эмблемой.

Для информации: главой советской военной администрации, с точки зрения нынешних россиян, предпринявшего столь беспрецедентное и смелое решение, был маршал Г.К.Жуков. Стоит вдуматься - акционерное общество, "порождение" капитализма, и СССР!

В западной зоне оккупации, что чрезвычайно интересно, до 1949 года не сошло ни одного автомобиля. Там была несколько иная, чисто американская, политика. General Motors отстраивал по новой заводы "Opel", принадлежавшие ему до войны, а компания Ford в лице самого Генри Форда отказала владельцу VW - Хайнцу Нордхоффу - взять его под свое богатенькое крыло и "Фольксваген" из разрухи выкарабкивался сам.

Предприятие "Автовело" финансировалось из СССР, металлопрокат шел с Урала, а все машины шли в противоположном направлении.

В 1949 году, когда была образована ГДР "Автовело" было подарено немецкой стране социализма в одном пакете с сокровищами Дрезденской галереи. Правда, картины передали чуть позже - долгое время они находились на реставрации.

Но вернемся на "Автовело". Существует легенда, что якобы именно там под руководством советского инженера В.Г.Мышкина немецкие специалисты из "Auto Union" смогли построить две копии "Серебряных Стрел" - точные аналоги немецких призеров Grand-Prix 1934-1939 года, присвоили им название "Сокол" и отправили в Москву для гонок.

Существуют фотографии этих автомобилей для "Международной формулы 2". Утверждается, что построены они в г. Хемниц в начале 1952 года. Имеют полное название "Сокол-650". Рассказывается, что они (или по крайней мере один из них) в апреле 1952 года был(и) испытан(ы) в Москве на Ходынке, а летом того же года дебютировал(и) на первенстве Москвы. Старт оказался неудачным и больше "Соколы" ни в каких соревнованиях не участвовал.

Известный российский историк Лев Шугуров в одной из своих книг "Автомобили в России и в СССР" приводит тактико-технические данные "Сокола". 12 цилиндров, заднерасположенный двигатель, бак на 135 литров, силуминовый блок двигателя с гильзами "мокрого" типа и так далее…

Не нужно быть специалистом высокого класса, чтобы понять - речь идет об одной из "Серебряных Стрел" Auto Union, привезенных сыном вождя из Германии, а не об его копии. И компоновка, и тактико-технические данные - все в цвет.

Все это, как говорится, не более чем легенда прикрытия. Никаких "Соколов" не было и впомине. Ну, не могла, как вы понимаете, страна победившая фашизм заниматься спортом и добиваться результатов на соревнованиях, используя чужую технику. Это примерно также, как если бы вороватый цыган принялся бы гарцевать на краденом орловском рысаке, перед этим взявшим сто заездов на Ипподроме. Глупо! Нужно было что-то предпринимать. Машины есть, а выставить их нельзя. Так и решили сотворить мифические машины…

На самом деле, и для самих немцев это не было никаким секретом, в Москве в 1952 году соревновались самые что ни на есть германские оригиналы с фирмы "Auto Union" и только новое название "Сокол" им дал Василий Сталин.

Почему "Сокол"? Отнюдь не по названию близлежащей к штабу ВВС МВО станции метро. Все лучшее, что в то время было, имело словесный привесок - "Сталинский". Выходили стенгазеты "Сталинская трасса" (авиаперегоночный полк особого назначения при Генштабе, занимавшийся поставками авиатехники из США по ленд-лизу), а сами летчики всей Страны Советов в газетах, журналах и на радио именовались не иначе, как "Сталинские соколы". Другого названия этим машинам Василий Сталин просто не мог дать!

По прибытии машин в Москву, Василий Сталин принимал их лично. У него действительно была грандиозная идея: имея суперсовременные гоночные автомобили, одержавшие множество побед в Европе, создать команду наземных гонщиков "авиаторов". Они, по его разумению, должны были захватить весь спортивный плацдарм страны и утереть нос всяким "Спартакам", "Локомотивам" и "Динамам" - в футболе, хоккее, в автоспорте…

А что же до Сталина были или нет в СССР автомобильные спортивные команды? Команд не было, автомобили были. Весной 1946 года Минавтопром СССР при Центральном Конструкторском Бюро Главмотовелопрома организовал бригаду конструкторов под руководством А.И.Пельтцера. Он выдвинул идею создания гоночного автомобиля в самом малом классе - до 350 куб. см. И это при том, что привезенные Василием Сталиным и изобретенные Фердинандом Порше машины - имели объемы в 6000 куб.см.

Автомобиль получил название "Звезда". Напоминал ракету Циолковского, правда несколько сплющенную по вертикали. Продувался в аэродинамической трубе. На нем был установлен двигатель все с того же завода "Auto Union" - двухтактный мотоциклетный двигатель DKW UL350 и был в состоянии (согласно расчетов) развить максимальную скорость в 160 км/час. Он и показал - 159,6 км/час.

Модификация "Звезда-2" в 1948 году показала скорость в 165,9 км/час., а "Звезда-3М" - 205,011 км/час. Что ж, для подобного объема двигателя, это тоже рекорд! Тем более, что последующие модификации "Звезда-М-НАМИ" взяла чуть позже девять мировых рекордов, достигнув скорости в 210,699 км/час.

Были попытки в 1950-1951 годах сделать спортивные варианты "Победы", "ГАЗа". "Победа-Спорт" и "ГАЗ-Торпедо" выглядели, с точки зрения дизайна, намного хуже "Серебряных Стрел" и, конечно, же не шли ни в какое сравнение ни по скоростным, ни по мощностным характеристикам с тем, что привез из Германии Василий Сталин.

А вот харьковская разработка 1952 года - "Харьков-6" с победовским движком - оказалась удивительно похожей на тот гоночный автомобиль, на котором ездил и так трагично погиб Берндт Розенмайер. Случайно ли? Наверное, нет. Но это была по крайней мере оригинальная разработка, подсмотренная, скопированная…

В общем, это оказался тупиковый путь,определивший всю автомобильную спортивную карьеру СССР в оставшиеся годы и России в нынешние...

Сохранилась фотография того одного-единственного заезда в Москве на "Соколе"-"Серебряной Стреле". Знатоки свидетельствуют, что произошло это на участке Минского шоссе и на трибунах присутствовал сам Василий Сталин. Я, сколько ни старался, разглядеть персонально Василия Иосифовича не смог. Слишком плохенькая фотография. Но она исторически достоверная…

А вот дальше начинается самый настоящий детектив, о котором написал мне не только Фритц Экштейн из Южной Африки, но и мои коллеги из Риги, Таллинна и из самой Германии.

Но об этом, извините, завтра!

Николай Александров

Фотографии отечественных гоночных
автомобилей взяты из книги
Л.М. Шугурова "Автомобили в России и в СССР"

21.02.2002 16:00
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 02.01.2009
    Кириллов Виктор Владимирович
    Оценка автора
    Объективность
    Замечательный автомобиль затраты соизмеримы с Жигулями а удобства и надёжность вне конкуренции я уж не говорю о состоянии машины не смотря на возраст немного слабоват двигатель но он и не нужен чтоб гасать а установленное ГБО экономит моторесурс и деньги добавляет плавность хода
    подробнее
  • 12.03.2008
    Алексей
    Оценка автора
    Объективность
    Отличный авто, сложно такую найти и еще трудней продать, а в остальном достойная ауди...
    подробнее
  • 26.02.2009
    Magna_26022009
    Оценка автора
    Объективность
    Хорошая рабочая машина на каждый день. Не дорогая в эксплуатации, приятная в управлении. :)))
    подробнее
;