Найти

Трагическая ошибка Василия Сталина

  Трагическая ошибка Василия Сталина

RSS

Письмо, пришедшее из Южной Африки помогло раскрыть жутковатую тайну - в начале 50-х годов в России уничтожили "Серебряные стрелы" (Silver Arrows) - гоночные машины фашистской Германии и самые лучшие разработки великого Фердинанда Порше, послужившие прообразом болидов F1...

Но начнем не с письма, а с истории. Пусть вас не коробит - с Адольфа Гитлера. Сразу же после прихода к власти он провозгласил немецкую спортивную доктрину - "Kraft durch Freude" ("Сила через радость"). Расшифровывать это можно было однозначно - спортивные достижения должны служить доказательством превосходства Германии и ее национальной идеи. Это касалось футбола, бокса, легкой и тяжелой атлетики, технических видов спорта. Сам фюрер автомобильные гонки любил и в машинах разбирался превосходно...

Поручил он разработку гоночных машин фирме Auto Union (предшественница современной AUDI), фирме Mercedes-Benz и лично конструктору Фердинанду Порше. Задача была поставлена очень конкретно - Гран-при 1934 года должен принадлежать Германии! Так родилась серия автомобилей "Серебряные Стрелы" (Silver Arrows). Название это не совсем случайно - две серебряных стрелы служили эмблемой войск SS, а именно в то время на них и возлагалась Гитлером самая важная задача по становлению порядка фашистского Рейха.

Злые языки много говорили о том, что тевтонское владычество на гоночных трассах Европы 1934-1939 гг - инициатива и заслуга фюрера, а рекордный заезд, стоивший Роземайеру жизни, был приурочен к открытию очередного Берлинского автосалона, где вождь нации должен был выступать с речью о преимуществах германского технического гения.

Фюреру не нравилось, что в автогонках уже пять лет царят "подопечные" его соратника дуче - команды Alfa Romeo, Maserati и Bugatti. Однако в бюджете того же Auto Union государственные субсидии и премии составляли лишь пятую часть, а самое главное - гонщики команд отнюдь не старались соответствовать роли "железных ариев", которыми их пыталась сделать гитлеровская пропаганда.

После очередного Германского Гран-при победивший Карачиола принимал поздравления от Адольфа Хунляйна, надзиравшего от имени нацистской верхушки за автогонками. Когда гонщик команды Mercedes-Benz отвернулся от зрителей, чтобы принять награду - статуэтку "Дух скорости", - стоявший на том же пьедестале Роземайер вынул изо рта сигарету и приставил ее ниже поясницы приятеля-соперника. Взбешенный непонятным смехом публики наци взглянул на Бернда, но тот уже невозмутимо курил.

Количеством побед в Гран-при за шесть предвоенных лет кроме Auto Union могла похвастать только команда Mercedes-Benz. Если первую гонку сезона 1934 - Гран-при Монако - немцы пропустили и двойную победу праздновала Scuderia Ferrari, то дальше началась "тевтонская гегемония". Чемпионом Европы в тот год стал Ханс Штук из "Ауто Юниона", взявший три "Больших Приза" из восьми.

В тот год немцы побеждали в Монако и Тунисе, Испании и Бельгии, Швейцарии и Италии... Не удивительно, что эти машины были удостоены издания на почтовых марках Рейха. Это была великая честь!

Теперь обратимся к письму, полученному мной из Южной Африки от Фритца Экштейна, почитателя автомобилей фирмы Auto Union и историка в одном лице.

"...Профессор Фердинанд Порше разработал на фирме Auto Union гоночные автомобили, которых тогда не знал весь мир. Его концепция с заднерасположенным двигателем существует и поныне и была очень футуристическая. Все остальные гоночные машины того времени имели передние двигатели и задний привод. Мало кто из гонщиков того времени знали как на них ездить. Одним из них был Берндт Розенмайер (Berndt Rosemeyer). Его можно было назвать художником автогонок. Он мог творить на трассе чудеса!

Забегая вперед, скажем сразу - судьба гонщика весьма трагична!

Дебют автогонщика Бернда Роземайера состоялся 26 мая 1935 года на знаменитом берлинском гоночном кольце Avus. Он сумел стремительно адаптироваться к автомобилю с 16-цилиндровым двигателем и выбился в лидеры команды Auto Union.

Роземайер первым преодолел рубеж скорости 400 км/ч на дорогах общего пользования. Попытка установить новый мировой рекорд на автомобиле Auto Union с 16-цилиндровым 545-сильным мотором закончилась трагически.

Утром 28 января 1938 погода была не гоночная - все присутствующие видели, как, забравшись в кокпит рекордного Mercedes W125, Рудольф Карачиола стянул перчатку, поднял вверх ладонь и несколько озабоченно опустил руку - задувало очень сильно.

Как он потом рассказывал, "после разгона автострада Франкфурт--Дармштадт превратилась в узкий шпагат, деревья по обочинам слились в сплошную темную полосу, проезды под мостами казались черными точками, в которые надо было, как в мишень, нацелить свою "Серебряную стрелу".

В первом заезде Карачиола прошел мерный километр за 8,4 сек., показав скорость 428,5 км/ч. Пока механики осматривали и заправляли машину, он выкурил сигарету. Назад он мчался еще быстрее - 8,24 сек. и 436,9 км/ч.

Когда усталый, но довольный Руди подошел к своему совершенно обычному, по сравнению с гоночным болидом, "Мерседесу" SSKL и стал пристегивать к лобовому стеклу мягкий верх - ветер к тому моменту превратился в шквал, - к трассе подлетели спортивный Horch и грузовик с большой эмблемой Auto Union. Это значило, что Бернд Роземайер из команды-соперницы рискнет побить его рекорд. Тот поздравил Карачиолу с отменным результатом и направился к своей машине.

Первый раз Роземайер прошел дистанцию за рекордные 8,38 сек., разогнавшись до 429,5 км/ч. Когда Бернд помчался назад с фантастической скоростью 440 км/ч., боковой ветер подхватил его Auto Union и бросил на опору моста. Все было кончено в мгновенье - остатки болида упали в трехстах метрах от места аварии. Гонщика хоронили как национального героя, а оплакивала его вся Германия.

Что же это были за машины? Проект тип C (или C-Wagen) с 6 литровым V16 с 520 л.с. при 5000 об. мин. с крутящим моментом в 850 Nm при 2500 об.мин. - был самым суперзаряженным автомобилем до конца 1937 года.

Были и другие варианты двигателя, например, в 1938 году - тип D: 3 литра, V12, 485 л.с., 357 кВт при 7000 об. мин. и 550 Nm при 5000 об.мин. В 1938 году гонщик Нуволари (Nuvolari) выиграл сразу несколько гонок в Monza и в Donington. В 1939 они одержали еще несколько побед.

Последняя гонка состоялась 3 сентября 1939 года в Белграде, спустя два дня после начала Второй мировой войны. Символично, что выиграл ее Тацио Нуволари, перешедший в Auto Union. Он, кстати, был одним из немногих довоенных гонщиков, кто вернулся в автоспорт после окончания войны. Только команды Auto Union уже не было...

Лишь в середине пятидесятых годов Cooper разработал свой первый гоночный F1 автомобиль с точно такой же конструкцией, как у Фердинанда Порше. Гениальный конструктор более, чем на 20 лет опередил время..."

Тут прервемся в чтении письма от Фритца Экштейна, чтобы вернуться на родные российские просторы: в СССР о гонках подобного масштаба до войны никто не помышлял и представителей страны социализма на европейских гонках никогда не видели. Может быть единственным человеком в СССР, который "курировал" спорт - был сын великого вождя всех времен и народов - Василий Сталин. Он формировал футбольные и хоккейные команды, перемещал под крыло команды Военно-воздушных сил лучших спортсменов, выделял им квартиры и наделял наградами и подарками. Однажды взгляд его обратился к автоспорту...

Кто такой Василий Сталин? Ну, сын Иосифа Сталина. Ну, баловень судьбы в юности...

СТАЛИН (настоящая фамилия - Джугашвили) Василий Иосифович (1921, Москва - 19.3.1962), летчик, генерал-лейтенант авиации (1947). Младший сын И.В. Сталина от Н.С. Аллилуевой. Был любимым сыном вождя. После смерти матери (1932) воспитывался начальником охраны Н.С. Власиком.

В двадцать лет Василий ушел на фронт в звании капитана. За время войны совершил 27 боевых вылетов; сбил 1 самолет и был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Александра Невского. В 1942 году ему присвоено звание полковника, в 1946 - генерал-майора, в 1947 - генерал-лейтенанта. Закончил войну командиром истребительной авиационной дивизии. В 1947 году Василий Сталин был назначен командующим ВВС Московского военного округа. После войны, будучи командующим ВВС Московского военного округа генерал-лейтенантом авиации он неожиданно увлекся спортом: учредил команды "летчиков" в футболе и хоккее, оказывал спортсменам ВВС щедрую материальную помощь. Молодым людям, выступавшим под спортивным стягом ВВС, присваивались офицерские звания. В начале 50-х годов по его приказу в Ленинградском районе Москвы было начато строительство спортивного центра.

А теперь вернемся в первые послевоенные годы. Германия разделена на зоны оккупации. Из страны вывозится все в качестве погашения военного ущерба странам антигитлеровской коалиции.

Где в это время находится Василий Сталин? Он командует 145-й авиадивизией, расквартированной в Германии. Живо увлекается спортом, в том числе и тем, который развивался в довоенные годы в Германии. Так он вышел на эти автомобили...

Ветераны войны вспоминали: "813-й полк и 732-й в Рансдорфе стояли, еще в Дальгофе два полка. В Дальгофе был штаб дивизии, там Вася Сталин и жил. Вася вообще отлично летал, но не любил комиссии. У наших самолетов коки были красные, все знали. Коки - это носовые выступы на фюзеляже, где пропеллер. Вася много внимания спорту уделял. По тем временам у нас там сильная футбольная команда была. Не каждая команда имела своего тренера и врача. В Рансдорфе играли, в Витштоне, в Лерце. Жены офицеров в волейбол играли, полк на полк. Сталин прилетал на матчи сам, сажал самолет прямо на футбольное поле. Играли на аэродромах..."

Но не только играли в Германии в футбол. Существовали специально сформированные команды из солдат и офицеров (вроде бы они входили в систему СМЕРШ, но лично я в этом не уверен), которые изучали - что забирать, что подлежит вывозу в СССР, а что не представляет никакой ценности. Гоночные "Серебряные Стрелы" подлежали обязательному вывозу. Как и вся техническая документация фирмы Auto Union, часть станков и оборудование...

В 1947 году Василию Сталину присвоили звание генерал-майора и перевели с повышением в Москву. Вскоре следом за ним отправились на нескольких железнодорожных платформах все оставшиеся на оккупированной территории гоночные машины Auto Union.

После войны повезло только нескольким машинам - они не попали в зону советской оккупации. Так случилось с двумя экземплярами, на которых гонял Рудольф Карациола (Rudolf Caracciola), и который в 1945 году жил в Тессине(Tessin), Швейцария. Машины были при нем. Американцы, уважая заслуги гонщика, отбирать их не стали. Теперь они попали в коллекцию музея Mercedes-Benz.

В мае 1953 года начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР генерал-лейтенант Влодзимирский и зам. начальника следчасти по особо важным делам МВД СССР полковник Козлов допрашивали арестованного Василия Ищсифовича Сталина(Джугашвили). На вопрос о незаконном расходовании государственных средств, в частности последовал ответ, немного проливающий свет на "автомобильную" историю: "Числящаяся моей личной собственностью автомашина марки "Паккард" была приобретена в Германии в 1952 г. за несколько сот тысяч марок (точно ее цену не помню) для авто-мотокоманды ВВС МВО. Для покупки "Паккарда" и других автомобилей я специально посылал в Германию своего адъютанта Дагаева. Дагаев и начальник отделения физической подготовки ВВС МВО СОКОЛОВ не раз выезжали в Германию, где закупали для ВВС МВО специальный инвентарь на большие суммы. Наряду с этим Дагаев и Соколов выполняли некоторые мои личные поручения..."

Итак, оказывается существовала реально "авто-мотокоманда" Военно Воздушных Сил Московского военного округа, которой командовал Василий Сталин. Команда была, а достойной техники не было. Взять ее можно было только в Германии. Тем более, что страна-победительница для сына вождя могла сделать в то время все!

Вернемся к письму Фритца Экштейна и воспроизведем из него крохотный фрагмент: "Послевоенная сага о гоночных машинах с маркой Auto Union напоминают шпионский роман. 18 "Серебряных Стрел" были загружены на поезд и транспортировались в СССР. Это, наверное, самый грустный момент из всей этой истории. Наверное, в СССР не знали в точности какое сокровище они забирают. Ведь это были самые лучшие гоночные машины Европы всех предвоенных лет. О них было сломано столько журналистских перьев, они попали в такое количество хроник и кинофильмов, что им бы мог позавидовать любой голливудский актер... "

Известный автомобильный историк Лев Шугуров в интервью радиостанции "Эхо Москвы" сказал буквально следующее: "В Цвиккау есть до сих пор улица имени Роземайера, потому что там был завод, где делали эти машины. Самое интересное, что после войны конструкторов гоночного бюро "Auto Union" сохранили. Они сконструировали гоночный автомобиль "Сокол", и в 1952 году 2 экземпляра привезли в СССР. Василий Сталин привез. А их судьба, что потом с ними было - это тема отдельного рассказа..."

На самом деле историки также имеют право на ошибку. Автомобилей было гораздо больше. Но об этом мы продолжим рассказ завтра...

Все фотографии, в этой и последующих публикациях, печатаются с разрешения: Audi Tradition/Audi/Ingolstadt

Николай Александров

(Продолжение следует)

20.02.2002 16:30
Михаил Ковригин

Читайте также в разделе События:

Продажа подержанных автомобилей Audi

Отзывы владельцев автомобиля Audi

  • 12.03.2008
    Алексей
    Оценка автора
    Объективность
    Отличный авто, сложно такую найти и еще трудней продать, а в остальном достойная ауди...
    подробнее
  • 25.06.2008
    Sol2_25062008
    Оценка автора
    Объективность
    Mashina prosto super.... 2 goda ezzu vse ok. (ezzu o4enj mnoga)... malo zret, 4to o4enj prijatno udivilo (9-11 v gorode i 7-8 na trasse) Nas4et remontov... v srednem kak u vseh, no v 1.5-2 raza menshe (esli ne v bolshe raz) 4em u druzej na BMW E39 (znaju istorii 3 E39 (528, 540, 525)- primerno odno i toze... Izdevajusj nad nimi: Mozet hvatit v servise zitj? p.s. eshe na temu patjorki E39.... V A6 gorazdo bolshe mesta v salone 4em v bemke...
    подробнее
  • 08.01.2008
    Тарас
    Оценка автора
    Объективность
    Ауди навсегда! Отличная машина, я её люблю.
    подробнее
;