Найти

Не небом единым

При слове «конверсия» вспоминаются кастрюли-скороварки, титановые лопаты, утюги и прочая домашняя утварь, которую в годы «перестройки» вместо танков и ракет пытались выпускать «почтовые ящики», они же оборонные заводы. Однако всё могло быть вовсе не так мелочно и примитивно: в предприятиях советской «оборонки» был заложен столь высокий потенциал, что он принёс бы славу и успех практически в любом высокотехнологичном применении, даже в самом неожиданном. Например – в автоспорте!

Еще в 1959 году в авиационном КБ Антонова создали гоночный автомобиль «Киев Спорт». Увы, стать серийным ему так и не удалось, в своё время было выпущено всего лишь три экземпляра из которых сохранился один. Этот памятник несбывшихся надежд можно будет увидеть на 21-й Олдтаймер-Галерее, которая пройдет с 7 по 10 марта в Крокус-Экспо.

Не небом единым, фото 1Не небом единым, фото 2

Пятидесятые стали для конструкторского бюро поистине золотыми. До сих пор выпускается «Кукурузник» Ан-2, созданный еще в 1947 году. 11 февраля 1956 года в воздух поднялся военно-транспортный Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Через год взлетели Ан-10 и Ан-12. В 1959-м одновременно с гоночным «Киев Спорт» появился Ан-24, который и сегодня можно встретить на местных авиалиниях. Случай постройки авиационным КБ спортивного автомобиля стал уникальным в истории СССР. «Киев Спорт» оказался не так известен, как Ан-24, поэтому увидеть его до недавних пор было просто невозможно. Только стараниями Мастерской Евгения Шаманского и Автомобильного Архивного Фонда Владимира Киреева последнюю уникальную машину удалось вытащить буквально из небытия.

Не небом единым, фото 3

Автором легендарного спорткара являлся инженер-конструктор Ю. Л. Земцов. Конструкция автомобиля весьма оригинальна. Несущий силовой каркас выполнен в виде пространственной рамы из тонкостенных стальных труб. Основные узлы и агрегаты позаимствовали от автомобилей «Москвич» и «Волга». Кузов изготовили из авиационной дюрали по авиационным технологиям. Листы дюралюминия соединялись между собой методом клепки. Использованы также авиационные лючки для заливных горловин и авиационные габаритные огни. В процессе подготовки к эксплуатации в различных автомобильных соревнованиях автомобиль подвергался переделкам. Так с него демонтировали фонарь кабины с открывающимися по типу «крыло чайки» дверьми. В последних заездах автомобиль участвовал в открытом исполнении с кузовом типа родстер. В этом виде он и дошёл до наших дней. На автомобиле цела оригинальная окраска с остатками стартовых номеров. Автомобиль сохранил все повреждения, полученные в ходе спортивных соревнований.

Французский журнал L'annee_automobiles подписал фотографию «Киев Спорт» как «самый элегантный русский спорткар». С точки зрения автомобильного дизайна он действительно выдающийся, особенно для СССР. «Киев Спорт» показал себя и в деле. В 1960 году именно на этом, представленном на выставке, автомобиле Виктор Лихацкий стал серебряным призером Чемпионата УССР по шоссейно-кольцевым гонкам. Автомобиль был приобретен в 2010 году у самого Лихацкого, сохранилось пять кубков в честь победных стартов знаменитого автомобиля – все их тоже можно будет увидеть на выставке.

Олдтаймер-Галерея в Крокус-Экспо www.oldtimer.ru

05.02.2013 17:38
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

;