Найти

Кайдзен – технология успеха японских компаний

Масааки ИмаиМасааки Имаиг-на Масааки Имаиг-на Масааки Имаи

Смело можно утверждать, что 15 октября 2012 года явилось выдающимся событием в мире российского автобизнеса – организаторам Клуба руководителей AutoBoss удалось пригласить в Москву основоположника философии Кайдзен, которая служит фундаментом успеха многих японских компаний – г-на Масааки Имаи. Данному мероприятию предшествовала долгая и серьезная подготовка и, по мнению многих делегатов заседания, встреча прошла на высоком профессиональном уровне.

Начало заседанию положили выступления российских коллег, поведавших о том, что они подразумевают под понятием Кайдзен и каким образом применяют принципы и правила философии в жизни предприятий.

Первым выступал Николай Канарейкин, Директор KAIZEN Institute Russia, для которого визит г-на Имаи в Россию представлял особенную ценность. Николай презентовал Kaizen Institute Russia как глобальную компанию, направлениями деятельности которой являются консалтинг, обучение и организация Кайдзен-туров как в Европу, так и в Японию.

Дальше слово взял Илья Кузнецов, Руководитель Группы обучения по продукту компании «СП Бизнес Кар». По словам спикера, слово Кайдзен в компании «СП Бизнес Кар» знает каждый сотрудник и каждый совершенствует свои собственные процессы. Главным критерием присутствия Кайдзен в компании, по его мнению, является инициирование изменений снизу, а не со стороны руководства. Также Илья говорил о стандартах, представляющих собой бумагу, на которой описаны «живые» бизнес-процессы.

Антон Ганжа, Заместитель руководителя отдела региональных продаж «Тойота Мотор» полагает, что введение Кайдзен на заводе Тойота необходимо для оптимизации процессов, а в офисе – для удовлетворенности клиентов и дилеров. Также Антон уверен, что не стоит привозить больше машин, чем планируется продать, поскольку реализовать их без скидки не удастся. В связи с данным обстоятельством была введена новая процедура – индивидуальное обсуждение заказов на основании показателей дилера (маркетинговые затраты, численность персонала и др.), ведь спрос должен соответствовать предложению.

Дмитрий Спицын, Директор по развитию УК «Ключавто» повествовал о достижениях компании в области бережливого производства, о системе управления, успешно функционирующей в компании, о целях института рабочих групп экспертов, По мнению Дмитрия, основой эффективной деятельности сотрудника являются три показателя: знание пути, способности и навыки, мотивация. Наглядно были продемонстрированы динамика проектов рабочих групп экспертов, а инструменты бережливого производства были проанализированы с помощью диаграммы Парето.

Выступление Владимира Моженкова, Генерального директора «Ауди Центр Таганка» отличалось с точки зрения эмоциональной подачи материала – его можно охарактеризовать как яркое, зажигательное, энергичное. Владимир Николаевич отмечал важность борьбы с Muda (простоем), а также говорил о роли KPI и системы сбалансированных показателей в жизни компании. Речь спикера еще раз подтверждает идею о том, что главное – это результат.

Далее последовал обеденный перерыв, после которого стартовало выступление Имаи Сан – основоположника философии Кайдзен. Следует отметить, что, несмотря на десятичасовой перелет и насыщенную культурную программу накануне мероприятия, Масааки Имаи находился в прекрасной форме и был готов работать в течение всего дня – учитывая весьма солидный (82 года) возраст основателя Кайдзен, данное обстоятельство заслуживает уважения. Основные выводы, которые можно сделать из рассказа Масааки Имаи, гласят о том, что:

1) Проблемы лучше предотвратить, чем работать с уже имеющимися;

2) 70 лет ежедневных действий – успех Toyota, где Кайдзен буквально витает в воздухе;

3) Самое главное – это вовлеченность, лидерство и приверженность;

4) Стандарт – лучший способ выполнять свою работу;

5) Не стоит тратить много денег, стоит использовать здравый смысл;

6) Чтобы решит проблему, нужно начинать с данных.

Можно сказать только одно: Масааки Имаи – великий гуру!

Вероятно, что через некоторое количество времени использование принципов Кайдзен будет иметь место в подавляющем большинстве российских компаний, пока его практикуют лишь единицы – скорее всего, сказывается разительное отличие русского и японского менталитета. Но мы верим, что для компаний, которые на сегодняшний день осознают всю важность внедрения Кайдзен на предприятиях, будет радостно услышать: «А ведь Вы стояли у истоков!» Во всяком случае, к этому можно и нужно стремиться.

Клуб руководителей автобизнеса AUTOBoss

22.10.2012 13:47
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

;