Найти

Эту машину для Сталина солдаты вносили на второй этаж Колонного зала на руках

  Эту машину для Сталина солдаты вносили на второй этаж Колонного зала на руках

RSS

В конце 1937 года группа комсомольцев Завода имени Сталина решили поэкспериментировать и сделать спортивный скоростной автомобиль на базе шасси ЗИС-101. Ей дали название ЗИС-Спорт...

Работали втихаря, во внерабочее время, таясь от начальства. В 1937-м году это было опасным! Делали машину всего втроем - Владимир Кременецкий, Анатолий Пухалин и Николай Пульманов.

Многие технические решения применялись впервые: например, применена головка блока из алюминевого сплава с увеличенными проходными сечениями клапанов (на ЗИС-101- чугунная); впервые спроектирован сварной впускной коллектор из цельнотянутых труб для карбюратора с падающим потоком; впервые разработан и заказан карбюратор с падающим потоком; расчитан и спроектирован распределительный вал, обеспечивающий значительно расширенные фазы газораспределения; впервые разработаны поршни и шатуны кованные из алюминевого сплава АК-4; спроектирован новый коленчатый вал для сокращения хода поршня (быстроходность), поверхность шеек закалена ТВЧ, что обеспечило возможность работы алюминевого шатуна по шейке вала без вкладышей; впервые применены бронзовые коренные вкладыши (тонкостенные) для бензинового двигателя. Разработана новая коробка передач с ускоряющей передачей и коническими синхронизаторами. И многое, многое другое!

В конце концов на заводе прознали про подпольную деятельность и "самодельщиков" вызвали к директору - Ивану Алексеевичу Лихачеву. Тот одобрил проект и подключил к изготовлению машины весь завод.

Когда машина была готова и на ней успели сделать всего одну поездку, она исчезла из цеха...

Вот так вспоминал об этом Николай Пульманов в середине 80-х годов: " В очередной раз, прийдя с утра пораньше в цех на любование, машины не обнаружили. Подумали, что кто-то переставил на другое место. Обегали весь цех, не нашли. Тревога, расспросы, ничего никто не знает. Проходят несколько часов, кто-то рассказал, что ночью Лихачев с командой вывел машину с завода к Дому Союзов, где в стене, со стороны Б. Дмитровки, солдаты проломали брешь и на руках внесли машину на 2-й этаж, в фойе, установили на помост для демонстрации успехов завода перед изумленными взорами делегатов ХVII Московской Партконференции..."

Сталину и всему политбюро машина очень понравилась, но работа над ней дальше не пошла. У молодых разработчиков была задумка побить рекорд скорости, но и этого им не разрешили...

05.02.2002 15:30
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

;