Найти

Bosch отметил 15-летие ESP

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 3

В среду, 9 июня компания Bosch отметила 15-летие системы электронной стабилизации автомобиля (ESP), серийное производство которой было начато в 1995 году. Тогда она устанавливалась исключительно на Мерседесы S-класса.

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 1

ESP разработана не с чистого листа, а стала логическим продолжением созданных в 1978 году ABS (антиблокировочной системы тормозов) и в 1986 году - TCS (противобуксовочной системы). Первая не позволяет колесам автомобиля блокироваться и срываться на юз при резком торможении, а вторая не допускает их пробуксовывания при разгоне.

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 6

ABS работает следующим образом: около колес автомобиля установлены датчики, отслеживающие скорость их вращения. Если при торможении какое-либо колесо блокируется, электронный блок ABS вмешивается в работу колесного тормозного механизма, заставляя последнего немного ослабить «хватку». Как только колесо начинает вращаться снова, блок дает команду на увеличение тормозного усилия. Цикл повторяется 10 и более раз ежесекундно. Торможение в таком режиме - самое эффективное, поэтому ABS, в большинстве случаев, существенно сокращает тормозной путь автомобиля. Кроме того, поскольку колеса не блокируются, машина продолжает слушаться руля, и водитель имеет возможность объехать препятствие.

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 4

TCS напротив, помогает не остановить, автомобиль, а как можно быстрее разогнать его, не допуская при этом пробуксовки колес. Система также повышает проходимость транспортного средства. Как ни странно, но TCS работает вместе с ABS, используя ее элементы. Электронный блок управления отслеживает скорости вращения ведущих колес. Если одно из них начинает вращаться быстрее другого, система снижает мощность двигателя и одновременно притормаживает пробуксовывающее колесо, заставляя дифференциал перекинуть часть крутящего момента на второе. Так TCS следит за тем, чтобы при резком трогании или интенсивном разгоне водитель не превышал бы сцепных возможностей шин.

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 5

ESP вобрала в себя достоинства ABS и TCS, став следующим этапом развития электронных систем безопасности, призванных помочь водителю сохранить контроль над машиной при возникновении критической ситуации на дороге. Основное назначение системы электронной стабилизации – борьба с заносом автомобиля при резком изменении направления движения. Электронные датчики 25 раз в секунду сравнивают угол поворота рулевого колеса с реальным направлением движения транспортного средства. Как только их показания начинают расходиться, ESP снижает мощность двигателя и приводит в действие тормозные механизмы разных колес автомобиля, помогая ему вернуться на требуемую траекторию движения, не допуская развитие заноса. Например, при резком повороте влево, система притормаживает заднее левое колесо. Возникающие при этом силы помогают машине вписаться в поворот.

Bosch отметил 15-летие ESP, фото 2

В эффективности ESP приглашенные на юбилей журналисты смогли убедиться лично. Им была представленна возможность совершить "лосиный тест" (объезд препятствия на полном ходу с последеющим возвращением на первоначальную полосу движения и интенсивным торможением). В виду опасности теста, сначала за руль сели профессиональные гонщики. Но даже им удержать машины с отключенной ESP от заноса не удавалось. Автомобили, пронзительно визжа резиной, разворачивались на 180 градусов и застывали, повернувшись передком к точке старта. Затем систему активировали и на водительское место предложили сесть уже журналистам... Пока выруливаю на исходную, слушаю краткий инструктаж от профессионала: "Со старта педаль в пол, вход на скорости 75-80, резкий сброс газа, руль влево на 90 градусов, выравниваешь, вправо на 90, выравниваешь и сразу тормоз". Немного страшновато... Разгоняюсь, в 3-4 метрах от препятствия резко бросаю машину влево, через долю секунды вправо, и со всех сил давлю на тормоз, стараясь остановиться до стоп-линии. Тестовый Пежо четко и без малейшего намека на занос, проходит все повороты и застывает в паре метров от линии обозначающей край второго препятствия. Машину просто не узнать!

Международная статистика показывает, что 40% всех произошедших в мире аварий с летальным исходом были вызваны именно заносом автомобиля. ESP способна предотвратить 80% из них. Проведенные в 2007 году университетом Кельмана (Германия) исследования показали, что в случае 100% оснащения автомобилей системами стабилизации, в Европе можно было бы избежать около 4 тыс. аварий с летальным исходом и порядка 100 тыс. ДТП повлекших за собой травмы. Аналогичные расчеты, проведенные Национальной администрацией безопасности дорожного движения США (NHTSA) указывают на то, что в этом случае в Америке можно было бы избежать около 252 тыс. аварий и спасти около 10 тыс. жизней.

В США и Канаде комплектация автомобилей ESP станет обязательной с сентября 2011 года, в Австралии - с ноября 2013. Страны Евросоюза включат ESP в список обязательного оборудования с ноября 2014. Также без системы стабилизации нельзя будет получить максимальную оценку в «пять звезд» по используемым в Австралии и Европе методикам оценки безопасности автомобилей ANCAP и EuroNCAP.

В России же только 58% всех проданных в 2009 году новых легковых автомобилей были оборудованы ABS и 19% ESP. Есть над чем задуматься...

16.06.2010 16:00
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

;