Найти

Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009

25 июня в Москве в Государственном университете Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) прошел «РОСАВТОФОРУМ 2009».

Исполнительный комитет Российского Автомобильного Форума возглавил Деловой клуб выпускников ГУ-ВШЭ.

В Организационный комитет вошли: Государственный университет Высшей школы экономики, Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ), Российская общественная организация «ОПОРА РОССИИ».

Форум был посвящен вопросам модернизации автомобильной промышленности страны, развития совместных предприятий с зарубежными партнерами, их обеспечения компонентами и комплектующими.

Основной задачей Форума стала организация широкой профессиональной дискуссии вокруг разработки антикризисных мероприятий в отношении автомобильной промышленности и автомобильного рынка России.

В форуме приняли участие около 150 представителей органов власти, бизнеса, предпринимательских союзов и ассоциаций, объединений автовладельцев, учреждений образования. Форум привлек внимание ученых, независимых экспертов, представителей аналитических агентств, журналистов, освещающих автомобильную тематику.

Работа форума была организована в формате трех заседаний, включая пленарное заседание и две тематические секции, посвященные специальным вопросам развития рынка и локализации производства автомобильной техники и комплектующих.

Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 1Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 2

Пленарное заседание форума было открыто выступлением научного руководителя Государственного университета – Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина. Он назвал автомобильную промышленность одним из самых тяжелых, но и самых необходимых секторов российской экономики, важность которого не исчерпывается его вкладом в ВВП и создание рабочих мест. По словам Е. Г. Ясина, наш автопром – это еще и часть национального бренда России, который нам необходимо развивать, какой бы высокой не казалась эта планка сегодня на фоне кризиса.

На ряд острых вопросов аудитории по завершении своего приветственного выступления ответила директор департамента развития секторов экономики министерства экономического развития РФ Людмила Александровна Тяжельникова. Острую дискуссию вызвал вопрос о закрытости процесса формирования экономической политики, механизмов общественного контроля результатов их исполнения, прозрачной системы распределения ответственности между конкретными чиновниками за реализацию тех или иных мероприятий. Характерным примером закрытой экономической политики является временный характер таможенных пошлин, введенных в конце 2008 года для поддержки отечественного производителя и перспективах их отмены. Здесь же участниками форума была отмечена бесперспективность прямой поддержки отечественных производителей, не стимулирующей их к повышению качества своей продукции. Речь шла и о необходимости разработки более эффективных мер поддержки стимулирования спроса, что немыслимо сделать без привлечения экспертов реального бизнеса – автодилеров, страховых компаний.

Тезисы о необходимости публичной дискуссии были подхвачены президентом Делового клуба выпускников ГУ-ВШЭ Сергеем Владимировичем Рыжковым. В своем кратком докладе он обозначил проблему нехватки коалиций участников рынка, открытого лоббирования экономических интересов, поиска компромиссов в экономической политике. В дальнейшем идея привлечения к обсуждению различных групп интересов проходила красной нитью через все выступления форума.

Нужно отметить высокую, как профессиональную, так и эмоциональную вовлеченность аудитории в проблемы формирования экономической политики, публичность и открытость этого процесса. Подобные вопросы не раз поднимались участниками дискуссии. Например, в ответ на выступление Ольгерта Ивановича Гируцкого, первого заместителя генерального директора по научной работе ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ". Тема разработки новых технических регламентов и организации системы технического регулирования в целом затрагивает интересы не только производителей, но и их дилеров, импортеров, поставщиков. Неудивительно, что слабость системы общественных слушаний в этой сфере вызвала критику со стороны многих участников дискуссии.

Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 3Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 7

На этом фоне особенно ярким стал доклад министра экономического развития Калужской области Максима Леонидовича Шерейкина, посвященный истории и практическим вопросам создания автомобильного кластера в Калужской области. Прагматичный, сервисно-ориентированный подход региональной администрации к развитию промышленности региона, вызвал сильный интерес у аудитории. Опыт руководства области в привлечении и поддержке инвесторов без сомнения можно рассматривать как «лучшую практику», которая может быть взята на вооружение другими регионами, вынужденными в условиях кризиса самостоятельно решать свои экономические проблемы. Неудивительно, что данное выступление вызвало много положительных откликов со стороны аудитории – как непосредственно после выступления, так и в кулуарах форума. Подобная реакция была тем более показательна на фоне весьма критичной оценки участниками результатов деятельности органов власти в сфере регулирования автомобильного рынка.

Целый ряд выступлений прозвучал со стороны представителей экспертного и сообщества. Традиционный интерес здесь вызвали доклады:

Татьяны Вячеславовны Арабаджи, директора информационного журнала «Автобизнес» (сравнение мер и результатов антикризисной поддержки рынка в России и в других странах),

представителей аналитического агентства «Автостат» Сергея Юрьевича Целикова (итоги и тенденции развития автокредитования в России) и Сергея Валерьевича Удалова (обзор результатов локализации рынка автокомпонентов),

Дмитрия Геннадьевича Курдюкова, руководителя юридического отдела Порше Руссланд (анализ параллельного импорта автомобилей),

Игоря Алексеевича Коровкина, директора объединения автопроизводителей России (вопросы обновления автомобильного парка).

Особенностью форума стал максимально широкий охват различных групп участников, в число которых вошли не только представители автомобильных производителей и дилеров, но и других организаций, тесно связанных с автомобильным бизнесом. В результате удалось обсудить ряд тем, которые обычно остаются за бортом конференций подобной тематики, оказывая, однако влияние на развитие автомобильного рынка.

Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 4Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 6

К их числу относятся и вопросы связи автобизнеса с развитием городской транспортной инфраструктуры. Безусловно, запоминающимся событием стало выступление научного руководителя НИИТДХ Михаила Яковлевича Блинкина, посвященное обсуждению текущего состояния и текущих проблем дорожно-транспортного хозяйства в России на фоне других стран. В завершение своего доклада, М.Я. Блинкин четко выделил условия, необходимые для успешного решения проблем транспортной инфраструктуры в среднесрочном периоде. В частности, он указал на необходимость, как это происходит во всем мире, автомобильной промышленности сформировать влиятельное лобби, активно продвигающее современные технологии городского планирования, программы обмена опытом и обучения сотрудников органов власти на всех уровнях. Именно автопром и автодилеры, заинтересованные в расширении спроса на автомобили, способны стать драйвером модернизации российских дорог, без чего невозможно комфортное использование их продукции потребителем.

Тема формирования интеллектуальной транспортной инфраструктуры, как необходимого условия для успешного развития автомобильного рынка прозвучала и на последующем секционном заседании из уст проректора по науке МАДИ (ТУ). В его выступлении было отмечено, что создание современного автомобиля немыслимо без развития других компонентов системы транспорта – дорожных, информационных, нормативных. Недостаточное внимание к их развитию, замена реальных процессов отчетами о мнимых достижениях в этой сфере, разрушает спрос на инновации в автомобильной промышленности, вынужденной ограничиться производством устаревающих образцов техники, не требующих сложной транспортной инфраструктуры.

Необходимость широкого публичного обсуждения мер экономической политики нашла отражение в неожиданных, на первый взгляд, выступлениях представителей Комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации – Евгения Львовича Ярославского и Владимира Алексеевича Киреева. Они обратили внимание на то, как отсутствие публичной дискуссии при выработке вполне осмысленных антикризисных мер привело к случайному игнорированию и ущемлению интересов коллекционеров, оказавшихся в одной группе с владельцами старых автомобилей, подлежащих выводу из эксплуатации.

Кроме упомянутых выше, на форуме прозвучало много интересных выступлений по специальным темам, касающихся производства автокомпонентов, обновления автомобильного парка, развития необходимых стандартов качества, подготовки специалистов. Список всех участников дискуссии, а также полные видео- и аудиозаписи их выступлений, дополнительные материалы и презентации уже опубликованы в Интернет на сайте Делового клуба выпускников ГУ-ВШЭ – одного из организаторов форума.

Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 5Итоги РОСАВТОФОРУМА 2009, фото 8

В дальнейшем клуб намерен продолжить дискуссию по вопросам экономической политики на автомобильном рынке и его смежных отраслях. Целью мероприятий клуба станет формирование сообщества, объединяющего экспертов автомобильного рынка, дорожно-транспортного хозяйства и участников, заинтересованных в повышении качества принимаемых экономических и политических решений через:

проведение экспертиз и публичных слушаний по вопросам принятия законодательных и нормативных актов, затрагивающих интересы участников рынка

организацию обмена опытом с представителями зарубежных организаций образования, органов власти муниципального и регионального уровня – по вопросам развития транспортного хозяйства, формирования региональных экономических кластеров

организацию системы образования и повышения квалификации сотрудников федеральных органов власти, региональных и муниципальных администраций на базе мирового опыта развития автомобильной промышленности, городского дорожно-транспортного хозяйства.

03.07.2009 10:18
Михаил Ковригин

Читайте так же в разделе События:

;